VI–XV века
XVI–XVII века
XVIII век
XIX век
XX–XXI века
Тексты, по которым мы можем судить о средневековых взглядах на экономику и финансы, в подавляющей массе принадлежат представителям схоластики. Это учение начало формироваться в XI веке и видело свою главную задачу в доказательстве истин христианской веры с опорой на доводы разума. Наиболее яркими его представителями являются Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский. Их высказывания по экономическим вопросам не связаны с анализом хозяйственной деятельности и решением финансовых задач, например, по повышению собираемости налогов или эффективности работы какого-то имения. Основная цель схоластов состояла в том, чтобы определить, как должен вести себя человек, чтобы соответствовать высоким требованиям христианской этики. В повседневной практике решение о том, например, является ли конкретное торговое соглашение справедливым, то есть не нарушающим принцип христианской морали, принимали простые священники. В помощь им схоласты и разрабатывали своё учение.
Светское римское право гласит: «При установлении цены покупки и продажи является естественным, что стороны обманывают друг друга». Каждый заботится о своём интересе и не обязан учитывать интересы другого. Если договор заключён добровольно, он признается справедливым. Нарушением является лишь его неисполнение.
Схоласты считали иначе. По их мнению, ключевым законом, который должен определять жизнь человека, в том числе хозяйственную, является «золотое правило нравственности»: «Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам», или «Не делайте другим того, чего не хотите себе» (см. главу «Истинные ценности христианства»). Иначе говоря, добропорядочный христианин не должен сознательно причинять вред или ущемлять интересы ближнего. Любая сделка должна носить взаимовыгодный характер. Более того, желательно, чтобы она была выгодна обеим сторонам в равной степени. Только тогда она справедлива. Этот основополагающий принцип определил воззрения средневековых богословов по всем хозяйственным проблемам. В финансовой сфере он в первую очередь касался цен и процентов по кредитам.
Схоласты рассуждали так. С точки зрения покупателя цена определяется полезностью вещи. Для продавца же товар стоит столько, сколько он потратил на его приобретение или производство, плюс расходы на транспортировку, включая различные пошлины и сборы. По мнению схоластов, справедливая цена должна быть выше цены продавца и ниже цены покупателя. В обычной ситуации это стандартная цена, которая устанавливается на рынке в результате череды похожих сделок, когда никто не принуждает другого к обмену, когда каждый имеет равные возможности торговаться или вовсе отказаться от обмена, отправившись в соседнюю лавку, где торговец более сговорчив и где результатом торга будет как раз та цена, которая устроит обоих. Благодаря этому участники обмена примерно знают, сколько буханок хлеба стоит пара башмаков в данной местности.
Всё становится намного сложнее, если обмен совершается в нестандартных условиях. Допустим, торговец везёт зерно в дальнюю деревню, где давно не было хлеба. Жители этой деревни испытывают повышенную потребность в зерне, они готовы заплатить выше обычной цены. Но для самого купца цена зерна осталась стандартной. Таким образом, возникает значительная разница между ценой продавца и ценой покупателей. Какой должна быть цена в этом случае? Согласно принципу «обменной справедливости» схоластов, выгода от сделки должна быть поделена справедливо, то есть в равной степени. Пользуясь особой ситуацией, торговец не имеет права повышать цену выше «справедливой» (нормальной). Но покупатель может отблагодарить продавца, увеличив вознаграждение за товар.
Другая нестандартная ситуация связана с качеством продаваемого товара. Что должен делать продавец, если его товар имеет изъяны? Обязан ли он сообщить об этом покупателю? Должен ли снизить цену? С точки зрения схоластов, здесь важную роль играют два фактора. Первый — очевидность изъяна, то есть доступность для покупателя информации о том, что товар некачественный. Второй — в какой степени имеющийся изъян действительно понижает полезность вещи. Например, торговец продаёт одноглазую лошадь. В этом случае, он не обязан сообщать о дефекте. Во-первых, этот дефект заметен. Если покупатель по какой-либо причине его не заметил, продавец не обязан ему на это указывать. Во-вторых, этот изъян не влияет на рабочие способности лошади.
Ещё одна нестандартная ситуация — асимметричность информации. Это ситуация, при которой один из участников сделки знает больше, чем другой, и может воспользоваться своим преимуществом для заключения договора по цене, более выгодной для себя. При этом вторая сторона оказывается совершенно незащищённой, поскольку, находясь в неведении относительно всех обстоятельств сделки, искренне полагает, что предлагаемая цена является справедливой. Схоласты считали, что использование «асимметрии информации» в своих интересах является прямым мошенничеством.
Например, продавец, не зная истинной ценности продаваемой им книги, назначил за неё низкую цену. Добропорядочный покупатель должен отказаться покупать её по такой цене, объяснив продавцу, что тот недооценил всю полезность товара. Если бы покупатель согласился на цену продавца, будучи сам в неведении относительно истинной ценности книги, его поступок не был бы греховным. Но если покупатель знал, что книготорговец торгует себе в убыток, и воспользовался его неведением, такой поступок заслуживал бы осуждения.
Или вспомним торговца, который вёз зерно в голодающую деревню. Если он знает, что вслед за ним в эту деревню направляются другие купцы, которые также везут хлеб, обязан ли он сообщить об этом жителям деревни? С точки зрения схоластов, добродетельный купец обязан это сделать, иначе его действия являются мошенничеством, попыткой использовать «асимметрию информации» ради собственной наживы. Фома Аквинский писал: «Прибыль, которая есть цель торговли, хотя по своей природе и не содержит в себе ничего добродетельного или необходимого, не содержит и ничего греховного или противоречащего добродетели». Прибыль греховна лишь в двух ситуациях: если торговец повышает или понижает цену из чистого стремления заработать больше; если прибыль основана на мошенничестве, то есть сознательном обмане.
Выводы (исторический и финансовый)Высказывания средневековых богословов не связаны с решением финансовых задач. Они пытались определить, как должен вести себя человек, чтобы соответствовать высоким требованиям Священного Писания
Схоласты считали, что ключевым законом, который должен определять жизнь человека, в том числе хозяйственную, является золотое правило нравственности: «Не делайте другим того, чего не хотите себе»
По мнению схоластов, любая сделка должна не просто носить взаимовыгодный характер. Желательно, чтобы она была выгодна обеим сторонам в равной степени. Только тогда она справедлива