VI–XV века
XVI–XVII века
XVIII век
XIX век
XX–XXI века
Кочевники самостоятельно обеспечивали себя продовольствием, одеждой и вооружением, но вели активную торговлю с земледельческими и ремесленными общинами. Они обменивали скот и продукты скотоводческого хозяйства на пшеницу, рис, посуду, изделия из стали. Если торговля становилась невозможной или невыгодной, кочевники совершали набеги на оседлое население. С зависимых племён они собирали и натуральную дань, и деньги, постепенно приспосабливая их не только для внешней торговли, но и для внутренней. Но это были чужие монеты. По мере развития некоторые кочевые общины превращались в царства и даже в империи, которые требовали создания уже собственных денежных систем.
Так, в Монгольской империи Чингисхана (XIII век) первоначально действовали только натуральные налоги. Подданные выделяли людей для войска, снабжали армию лошадьми, снаряжением, продовольствием. С покорением таких крупных земледельческих государств, как Китай и Персия, для завоёванных народов вводились новые налоги, которые могли собираться уже и деньгами. Например, в империи Чингисхана появились даже китайские бумажные деньги. Расширившись, она начала чеканить собственные монеты. С помощью стандартных монет было удобнее оценивать и оплачивать товар по всей огромной империи, проще рассчитывать налоги и пошлины, легче содержать многочисленных чиновников. Самой тяжёлой денежной единицей Монгольской империи был балыш, который начали выпускать ещё при Чингисхане. Он представлял собой слиток из золота или серебра и весил около 2,125 кг. Золотой балыш был равен двум тысячам золотых динаров, а серебряный — двумстам. Существовал и бумажный балыш, за который давали 10 динаров.
После разделения Монгольской империи между потомками Чингисхана собственные деньги появились и в нескольких новых государственных образованиях. Одним из них была Золотая Орда. К середине XIV века она достигла пика своего могущества и чеканила собственные серебряные монеты — дирхемы (или данги), хорошо известные за её пределами. Столицей Орды был город Сарай, располагавшийся в районе современной Астрахани. Огромные размеры государства позволяли контролировать большой отрезок Великого шёлкового пути от границ Китая до Средиземного моря. За счёт собранной дани обеспечивалась безопасность купцов и товаров, строились перевалочные пункты, содержалась почтовая служба (ямы с лошадьми, продовольствием, гостиницами, курьерами). Это позволяло торговцам удобно и безопасно перемещаться по торговому пути.
Для передвижения по дорогам Золотой Орды следовало получить платное разрешение (специальную подорожную табличку — пайцзу) и оплачивать таможенные взносы. Они составляли около 5% от стоимости товара, иногда — меньше. Существовала система страхования: если на путников нападали или по чужой вине страдал их товар, они могли обратиться за помощью к ханскому двору для разрешения конфликта. Хан назначал компенсацию, которую собирали с виновных, а иногда сам частично покрывал убытки торговцев.
Сохранилось свидетельство о том, как в 1353 году вблизи Константинополя были ограблены татарские и греческие купцы. Их захватили в плен венецианские торговцы, промышлявшие ещё и пиратством. Выбравшись из тюрьмы, в 1358 году потерпевшие обратились за помощью к хану Бердибеку. Они оценили свой ущерб в 530 кг серебра. Хан распорядился повлиять на Венецианскую республику с тем, чтобы она возместила эти убытки. Венеция вынуждена были согласиться. За право торговать и проживать в Азове и бухте Провато (ныне Двуякорная), а также в крымских портах Калитре (Коктебель) и Солдайе (Судак) венецианские купцы платили всего 3% от стоимости проданных товаров. Решающее влияние оказала угроза передать льготы Венеции её конкуренту — Генуе. Активное участие в разрешении спора приняла Тайдулла, бабушка Бердибека. Известно, что она уплатила потерпевшим 103 кг серебра из собственных средств.
Выводы (исторический и финансовый)С помощью стандартных монет было удобнее оценивать и оплачивать товары по всей огромной Золотой Орде, проще рассчитывать налоги и пошлины, легче содержать многочисленных чиновников
Золотая Орда контролировала большой отрезок Великого шёлкового пути и за счёт собранной дани обеспечивала безопасность купцов
Уплачивая пошлину в размере 5% от стоимости товара, ордынские купцы могли чувствовать себя защищёнными на дорогах империи