VI–XV века
XVI–XVII века
XVIII век
XIX век
XX–XXI века
Основателем ислама является пророк Мухаммед (Мухаммад), живший в 571—632 годах. Он родился в Мекке и рос без отца, который умер ещё до рождения ребёнка. Его мать Амина умерла, когда ребёнку исполнилось шесть лет. Воспитанием будущего пророка занялись дед и дядя. Позврослев, он много времени проводил в молитвах и в 40 лет стал получать послания от Бога (в исламе он именуется Аллахом). Услышанное Мухаммед начал проповедовать сначала в Мекке, а с 622 года — в Медине, где вскоре большинство жителей стали мусульманами, то есть последователями нового учения. Согласно исламу, полученные Мухаммедом послания были записаны в священной книге мусульман Коране, а деяния и слова самого пророка — в Сунне. Таким образом, эти две книги, Коран и Сунна, являются основными источниками исламского вероучения и принципов поведения, которыми должен руководствоваться каждый мусульманин в повседневной жизни.
Ислам не запрещает мусульманам стремиться к богатству и не ограничивает их в достатке. Пророк говорил: «Лучший из вас не тот, который ради небесного пренебрегает земным, и не тот, который поступает наоборот; лучший из вас тот, который берёт от обоих».Согласно Корану, всё, что есть на земле, принадлежит Всевышнему, а человек — лишь «временный управляющий» этой собственности. Однажды каждому предстоит дать ответ в том, как он распорядился вверенным ему имуществом. Ислам учит, что накапливать деньги без какой-либо цели — плохо, надо использовать их во благо, не забывая о бедных. Во многих мусульманских странах есть даже ежегодный налог в пользу нуждающихся, который называется «закят». Закят — один из пяти столпов ислама, его уплата обязательна для всех мусульман. Он равен 2,5% от имущества, стоимость которого превышает 84,8 грамма золота. Если человек, исповедующий ислам, проживает в немусульманской стране, он может выплатить закят через ближайшую мечеть.
Верующие мусульмане уделяют большое внимание честности в торговле. Издавна в странах ислама существовала должность мухтасиба. Так называли чиновника, который обеспечивал нормальную работу городского хозяйства и следил за соблюдением правил торговли. Появление этой должности связано с преданием о том, как Мухаммед пришёл на рынок и протянул руку за пшеницей, собираясь купить её. Пшеница оказалась сырой. Продавец пояснил, что пшеница промокла из-за дождя. Тогда пророк спросил торговца, почему же в таком случае он не выставил пшеницу промокшей стороной к солнцу. «Недовешивать товар хоть на малую долю — запретно», — сказал Мухаммед продавцу. Ислам запрещает подобный обман: «Горе тем, кто обвешивает и обмеривает покупателя».
Религия сильно влияет на работу финансовых учреждений в исламском мире. Ислам осуждает ростовщичество (риба). Считается греховным одалживать деньги под проценты, потому что в этом случае кредитор получает прибыль независимо от успеха заёмщика. Ведь человек, который занимает деньги, может оказаться и в убытке. Поэтому банки в мусульманских странах работают иначе, чем во всех остальных. Они не выдают кредитов, по которым заёмщик должен выплачивать проценты. Но можно получить инвестиции, и тогда человек будет платить процент от прибыли, то есть при достижении реального результата от использования полученных денег.
В этом состоит главный принцип работы всех финансовых учреждений мусульманских стран — принцип социальной справедливости. Он заключается в равномерном и справедливом распределении рисков и доходов между всеми участниками финансовых сделок, их взаимной ответственности друг перед другом. В исламе интересы общества важнее интересов отдельного человека, общественное благополучие важнее личного. Лучше допустить ущемление частного интереса, чем общественного.
Сегодня во всём мире функционирует свыше тысячи исламских финансовых организаций более чем в 100 странах мира. Например, в Лондоне, столице немусульманской Великобритании, более двух десятков банков оказывают финансовые услуги, которые основаны на законах ислама. Эти услуги соответствуют не только обычным законам той страны, где их предлагают, но и шариату — морально-этическому кодексу, основанному на предписаниях религии. Исламские банки не выделяют денег на рискованные сделки, развитие игорного бизнеса, производство и распространение алкоголя, табака, наркотиков. Некоторые банки выдают малоимущим мусульманам беспроцентные денежные ссуды и проводят активную социальную политику, жертвуя деньги на благотворительность, финансируя инфраструктурные проекты, образование. Кроме того, запрещены сделки, в которых много неопределённости и чрезмерного риска. Таковы, например, страхование и выпуск облигаций.
К Корану восходят названия многих современных денежных единиц исламского мира. В священной книге мусульман упоминается золотой динар, который был введён халифом Абд аль-Маликом в 695—697 годах и содержал 4,25 грамма золота. Чеканка этих монет продолжалась до 1258 года, когда халифат уничтожили монголы. Сегодняшний динар перестал быть золотой монетой, но является названием валюты ряда исламских стран — Кувейта, Бахрейна, Алжира и некоторых других.
Выводы (исторический и финансовый)Ислам осуждает выдачу денег под проценты, поэтому банки в мусульманских странах работают по иным принципам, чем во всех остальных
Ислам не запрещает мусульманам стремиться к богатству и не ограничивает их в достатке. Но однажды каждому предстоит дать ответ в том, как он распорядился своими деньгами