Всеобщая история
Срединный путь буддизма
5 класс
Время
С VI века до н. э. по настоящее время
Место
Древняя Индия
Люди и организации
Будда (Сиддхартха Гаутама), Шиничи Иноу, Эрнст Фридрих Шумахер
Исторические термины
Древняя Индия: Возникновение буддизма
Буддистская статуэтка, символизирующая сострадание

Буддистская статуэтка, символизирующая сострадание (около 750 года)

Считается, что буддизм основал реальный человек Сиддхартха Гаутама, который жил предположительно в 560—486 годах до н. э. Он получил имя Будда, то есть Просветлённый. Гаутама был царевичем, с детства жил в роскоши и не задумывался о том, что существуют старость, болезни и смерть. Потрясением для него стали четыре встречи. Во время прогулки вне стен дворца он сначала столкнулся с дряхлым старцем, затем с больным проказой и, наконец, с похоронной процессией. После всего этого его ждала встреча с умиротворённым нищим, которому ничего не было нужно от жизни. Все это произвело большое впечатление на юношу, и в 29 лет он тайно покинул дворец, присоединившись к группе странствующих отшельников в поисках истины. В 35 лет после долгой медитации к Гаутаме пришло просветление, ему открылись четыре благородные истины, которые и стали основой его учения.

1) Жизнь наполнена страданиями, страхами и другими отрицательными эмоциями.

2) Их причина кроется в зависимости человека от земных желаний и удовольствий (например, от алчности, тщеславия и других земных пороков).

3) Если устранить причину, то жизнь человека преобразится, наполнится радостью и счастьем.

4) К избавлению ведёт срединный путь. Каждый человек должен найти свой собственный путь, свою «золотую середину» между роскошью и аскетизмом (образом жизни, лишённым всяких благ). Иначе говоря, срединный путь — это ограничение желаний, но не полный отказ от материальных благ.

Вот как выглядят с точки зрения буддийской морали шесть причин, которые ведут к нищете:

1) злоупотребление опьяняющими веществами;

2) гуляние на улицах в неподходящее время;

3) частое посещение различных зрелищ;

4) злоупотребление азартными играми, порождающее беспечность;

5) связь с порочными товарищами;

6) привычка к безделью.

Некоторые современные экономисты применяют учение Будды к экономике страны в целом. Британец Эрнст Фридрих Шумахер работал консультантом премьер-министра Бирмы, где буддизм очень распространён. В 1955 году он придумал термин «буддийская экономика» и противопоставил его современному обществу потребления. Современный человек стремится тратить всё меньше и меньше усилий, но получать всё больше и больше материальных благ. Его поведение подчинено земным желаниям и эгоистическим интересам. Буддийская экономика нацелена на освобождение человека от этих пагубных влияний. Экономика буддизма учит щедрости, укрощению желаний, отказу от насилия. Для неё потребление не является самоцелью. Идеальным показателем высокого уровня жизни для буддиста является максимальное благополучие при минимуме потребления.

В 1997 году японский экономист Шиничи Иноу написал книгу «Буддизм в работе: новый подход к менеджменту и бизнесу», положив в её основу идею буддийского срединного пути. По его мнению, буддийская экономика основана на трёх ключевых принципах:

1) она приносит пользу всем, а не избранным;

2) она защищает общечеловеческие ценности;

3) она спасает Землю от истощения и разрушения природных ресурсов.

Выводы (исторический и финансовый)

Три ключевых принципа, на которых основана буддийская экономика: 1) она приносит пользу всем, а не избранным; 2) она защищает общечеловеческие ценности; 3) она спасает Землю от истощения и разрушения природных ресурсов.

Срединный путь — это ограничение желаний, но не полный отказ от материальных благ

Шесть причин, которые, согласно буддийскому учению, ведут к нищете: 1) злоупотребление опьяняющими веществами; 2) гуляние на улицах в неподходящее время; 3) частое посещение различных зрелищ; 4) злоупотребление азартными играми, порождающее беспечность; 5) связь с порочными товарищами; 6) привычка к безделью.

Вверх