VI–XV века
XVI–XVII века
XVIII век
XIX век
XX–XXI века
После поражения во Второй мировой войне Япония продемонстрировала всему миру удивительный пример быстрого восстановления и экономического расцвета. К 1955 году в стране начался экономический подъём, который в честь первого японского императора назвали «бумом Дзимму». В 1960 году начался период высоких темпов экономического роста (более 10% в год), который продлился до 1973 года. Уже в 1968 году экономика Японии заняла второе место в мире по объёму ВВП после США.
Растущая промышленность создавала много рабочих мест, поэтому всё это время шёл заметный отток трудоспособного населения из сельских районов в промышленные центры, расположенные на побережье. Рабочих рук всё равно не хватало: в середине 1960-х спрос на рабочую силу в некоторых отраслях в Японии превышал предложение в 3—4 раза (особенно востребованы были технические специальности).
Конкуренция корпораций за работников постепенно привела к тому, что в Японии сформировалась специфическая система управления персоналом, ставшая известной как пожизненный наём. Суть её в том, что человек, устраиваясь на работу, фактически связывает свою судьбу с компанией до конца жизни: поднимается по карьерной лестнице или меняет сферы деятельности внутри компании, получает прибавку к жалованью за выслугу лет, значительные выплаты при выходе на пенсию. Условия пожизненного найма никак не фиксируются на бумаге, но согласно неписаному правилу работника могут уволить только за серьёзные проступки или нарушения трудовой дисциплины.
За верность компании работник получает от неё социальные гарантии, включая медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение. Работники предприятий, оторванные от своих патриархальных семей в результате миграции в город, становились частью корпоративных отношений, выстроенных по образцу семейных. Корпорация, воспринимаемая как большая семья, приобретала лояльных и легко управляемых сотрудников.
Рассмотрим некоторые черты этой системы на примере известной компании Sony Corporation. Она была основана в 1946 году с начальным капиталом в 500 долларов США, а уже через 14 лет, в 1960 году, вышла на мировой рынок.
Один из основателей Sony Акио Морита обращает особое внимание на то, что выстраивание «семейных» отношений между сотрудниками является важным приоритетом компании. Деньги в такой системе отношений не считаются главным способом вознаграждения за труд. В подтверждение Морита приводит в пример квалифицированных специалистов Sony, которым на выбор была предложена высокая заработная плата на уровне американских компаний с ограниченным сроком контракта или японский вариант бессрочного трудового договора с невысоким заработком вначале и последующим ежегодным увеличением. Все новые сотрудники сделали выбор в пользу бессрочного договора.
Сотрудники компании Sony могли рассчитывать на получение общежития и дополнительных надбавок на транспорт. Были также разработаны программы обеспечения низкого процента по кредиту в случае приобретения жилья. Забота о сотрудниках проявилась даже в таких мелочах, как обеспечение рабочей одеждой, которая в послевоенное время была дефицитной и очень дорогой: люди зачастую приходили на работу в обносках. В связи с этим руководство компании выдало всем сотрудникам куртки, которые довольно скоро стали символом корпорации.
Как и другие японские компании, Sony бережно относится к сотрудникам, в связи с чем в экономически благоприятное время стремится избегать большого увеличения численности персонала, чтобы в ситуации экономического спада найти ресурсы для сохранения всех рабочих мест. Корпоративная культура пронизана идеей единой судьбы компании и её сотрудников. При этом весь персонал знает, что в случае критической ситуации заработную плату снижают прежде всего управляющим, а потом уже работникам младшего звена. Заработная плата представителей высшего руководства Sony обычно не превышает более чем в 7—8 раз зарплаты стажёра, только что поступившего на предприятие.
Японские корпорации отчасти взяли на себя функцию социальной поддержки своих работников и их семей, которую государство в послевоенное время могло обеспечить лишь на минимальном уровне. Государство же, минимизировав свои издержки на социальную сферу, перераспределяло ресурсы в пользу программ стимулирования промышленного развития страны. В этом проявилось важное отличие социальной политики Японии от стран Западной Европы, где обеспечение минимума социальных стандартов было в первую очередь ответственностью государства.
Выводы (исторический и финансовый)Один из факторов японского экономического чуда состоит в том, что социальная поддержка сотрудников легла на плечи корпораций, а не на государство, которое смогло направить свои ресурсы на стимулирование промышленного развития страны
Устраиваясь на работу, японец фактически связывает свою судьбу с выбранной компанией до конца жизни