VI–XV века
XVI–XVII века
XVIII век
XIX век
XX–XXI века
Инвесторы всего мира принимают решения о вложениях в определённые ценные бумаги с учётом динамики отраслевых индексов (сводных показателей рыночной капитализации предприятий). Если индексы растут, то акции компаний растущей отрасли покупают, обеспечивая тем самым дальнейшее повышение их стоимости. Если индексы падают, то возникает «эффект домино»: инвестиции резко сокращаются, стоимость акций компаний в отрасли тоже падает, инвесторы разоряются, предприятия не могут продолжать развитие, что оказывается причиной массовых увольнений персонала и даже банкротств.
Примерно так и случилось весной 2000 года, когда в США обвалился биржевой индекс высокотехнологичных американских компаний NASDAQ Composite. 10 марта было зафиксировано самое высокое историческое значение индекса — 5132,52 пункта (этот рекорд будет побит только через 15 лет). Но к концу дня он упал сразу же в 1,5 раза и продолжил снижение, в сентябре 2002 года достигнув дна — 1170 пунктов. За два с половиной года обвал рынка высоких технологий составил приблизительно 77%! Крах фондовой биржи вызвал падение рыночной стоимости компаний на 5 триллионов долларов США в период с марта 2000 по октябрь 2002 года.
Что же ввело в массовое заблуждение опытных финансистов? Индекс NASDAQ Composite потащили вниз акции компаний, использующих в своей бизнес-модели возможности всемирной сети Интернет, — «доткомов». (Этот термин произошёл от английского сочетания dot-com: dot — «точка», com — домен верхнего уровня, в котором зарегистрированы преимущественно сайты коммерческих организаций.) Первоначально в них вкладывались только венчурные фонды. Однако по мере того, как вчерашние высокотехнологичные стартапы показывали бурный рост, к покупке их акций подключались новые игроки, в том числе банки, крупные инвестиционные компании, пенсионные и страховые фонды. Большие и сравнительно недорогие инвестиции позволяли финансировать самые смелые и высокорисковые начинания в области высоких технологий и интернет-бизнеса. Рынок начал приобретать классические черты спекулятивного пузыря, когда биржевая оценка компании многократно превышает её реальную стоимость. Неэффективность основного бизнеса многих доткомов компенсировалась расходами на маркетинговые акции и рекламу на телевидении и в прессе. Крупнейшим примером нечистоплотности стала история банкротства международного интернет-провайдера World.com. Реальные долги компании исчислялись десятками миллиардов долларов, а инвесторам и кредиторам демонстрировалась приукрашенная отчётность.
Вот как вспоминает эту биржевую лихорадку известный инвестор и участник событий Марк Кьюбан: «О рынке акций говорили на каждом углу. Всякий либо сам этим занимался, либо знал того, кто занимается. Были сотни компаний, которые взывали к обществу и которые можно было купить и продать одним мановением руки. Надо было просто выбрать акцию и приобрести её. А потом молиться, чтобы её цена начала расти. Обычно она росла». Ему вторит учредитель ресурса GetTaxi Шахар Вайсер: «Все вокруг создавали компании, покупали акции, об этом говорили по радио, на улицах, на кухнях, то есть везде. Тогда все вокруг тебя, включая домочадцев, спрашивали, какие акции им купить». Многие аналитики предрекали, что индекс NASDAQ Composite побьёт отметку в 6000 пунктов, но 10 марта 2000 года стало последним днём его роста.
По мнению большинства специалистов, основная причина перегрева рынка состояла в том, что в сознании инвесторов и создателей доткомов произошла подмена понятий. С использованием интернета, действительно, можно многократно повысить эффективность традиционного бизнеса или реализовать принципиально новую бизнес-идею (невозможную или неэффективную без интернета). Однако ведение бизнеса через интернет является всего лишь подсобным инструментом для обеспечения базовых бизнес-процессов, но не ключевым фактором, способным самостоятельно генерировать устойчивый доход.
Американские учёные оценили количество высокотехнологичных компаний, успешно переживших кризис, и пришли к выводу, что жертв было меньше, чем принято считать. По их оценкам, из случайной выборки американских компаний, получивших венчурные инвестиции в 1999 году, около половины оставались по итогам кризиса на плаву. Многие крупные доткомы, такие как Amazon.com или eBay, не только выжили, но и укрепили лидирующие позиции. А компания Google стала крупнейшей в мире. Но в целом доткомы на несколько лет утратили доверие инвесторов.
Выводы (исторический и финансовый)Интернет помогает многократно повысить эффективность традиционного бизнеса, однако это лишь инструмент для обеспечения базовых бизнес-процессов, но не самостоятельный генератор дохода
Классические черты спекулятивного пузыря — это когда биржевая оценка компании многократно превышает её реальную стоимость, когда неэффективность бизнеса компенсируется расходами на рекламу