Всеобщая история
Общество потребления
10-11 класс
Время
Со второй половины XX века по настоящее время
Место
Европа, Америка
Люди и организации
Адам Смит, Джон Кейнс
Финансовые и экономические термины
Общие знания экономики: Личная мотивация, Повышение финансовой грамотности
Исторические термины
Государственное регулирование экономики
Великая депрессия: Закат либеральной идеологии
Кейнсианство
Западная Европа и Северная Америка в 1950—1980 годы: Общество потребления
​​​​​​​Граффити с надписью «Потребление потребляет вас»

Граффити с надписью «Потребление потребляет вас»

Основоположник классической политической экономии Адам Смит полагал, что «невидимая рука» рынка сама, без вмешательства государства, за счёт саморегуляции способна преодолеть любые трудности, с которыми сталкивается экономика страны (см. главу «Русские ученики Адама Смита»). Однако опыт преодоления экономического кризиса 1929—1933 годов (см. главу «Великая депрессия») показал, что и «видимая рука» — государство — может успешно решать задачи регулирования экономики. Теоретически эту концепцию обосновал экономист Джон Кейнс. Он предложил отказаться от предположения, что в рыночной экономике эффективно действует механизм саморегуляции. Суть его теории сводилась к предложению сделать основным стимулом производства внутренний рынок, прежде всего спрос со стороны домохозяйств, который должен постоянно расти за счёт массового и разнообразного потребления.

Эта идея и заложила основы общества потребления, в котором покупка товаров продиктована желанием удовлетворить не только базовые, но и искусственно сформированные потребности, что становится стимулом для развития экономики в целом. После Второй мировой войны стимулирование такого потребления стало важным инструментом в арсенале экономической политики многих государств Европы и Америки. Стали активно развиваться маркетинг, реклама, изощрённые системы продвижения товаров. Формированию искусственного спроса в немалой степени способствуют банки, постоянно развивающие инструменты кредитования населения.

Антипотребительское граффити в Осло (Норвегия)

Антипотребительское граффити в Осло (Норвегия)

Модель общества потребления имеет свои очевидные плюсы. В частности, возникает ответственное правительство, заботящееся о долгосрочной социальной стабильности, которая необходима для инвестиций в производство. В таком обществе производители заинтересованы в том, чтобы совершенствовать и создавать новые товары и услуги, а это способствует прогрессу в целом. Высокие потребительские стандарты являются стимулом для развития самых разнообразных направлений бизнеса и образования. Развитая система кредитования становится основой социального контроля: человек, имеющий непогашенный кредит, менее склонен к риску, стабилен в трудовых отношениях. А это ведёт к снижению социальной напряжённости в обществе.

С другой стороны, если кредитная задолженность становится несоразмерной доходам человека, это заставляет его брать новые кредиты для погашения предыдущих. Возникает порочный круг, выбраться из которого нелегко. Общество потребления делает человека зависимым, несамостоятельным. Он часто ориентируется не на личностное развитие, построение карьеры и реализацию талантов, а на рост заработка для повышения качества потребления. В обществе потребления снижается ответственность отдельного человека. Люди ориентируются на рекламу и стандарты массмедиа, которые направлены на стимулирование потребления и навязывание дополнительных расходов.

Свалка на берегу Белого моря недалеко от Архангельска

Свалка на берегу Белого моря недалеко от Архангельска

Банковские кредиты помогают человеку получить образование, сделать карьеру, открыть собственный бизнес, повысить качество жизни — но только при разумном планировании расходов, понимании своих финансовых целей, правильном построении и чётком следовании индивидуальному финансовому плану. Долгое время развитие критического отношения к личным финансам у населения не входило в число приоритетных задач общества потребления. Лишь кризисы конца XX и начала XXI века, которые начинались прежде всего в финансовой сфере, иногда непосредственно в сфере потребительского кредитования (см. главы «Кризис доткомов» и «Кризис 2008 года»), заставили многие государства пересмотреть эти приоритеты. Сегодня программы повышения финансовой грамотности населения при поддержке международных финансовых организаций активно реализуются по всему миру, в том числе и в России.

Выводы (исторический и финансовый)

Основная идея общества потребления состоит в том, что покупка любых товаров, удовлетворяющих и базовые, и искусственно сформированные потребности, становится стимулом для развития экономики в целом

Долгое время развитие критического отношения к личным финансам у населения не входило в число приоритетных задач общества потребления

Вверх