VI–XV века
XVI–XVII века
XVIII век
XIX век
XX–XXI века
Деловая этика современных японцев уходит корнями к традиционной религии Японии — синтоизму, сформировавшемуся в VII—VIII веках. Значительное влияние на неё также оказали буддизм и неоконфуцианство. Особое значение для формирования этой этики имела довольно мирная эпоха Токугава (1603—1867). Неоконфуцианская философия стремилась объяснять все события конкретными действиями человека и его духовным уровнем. Поэтому богатство или бедность стали восприниматься в это время как результат трудолюбия и усердия конкретного человека. Главными ценностями для японца стали понятия долга и ответственности перед обществом, идея отказа от личных интересов в пользу групповых. Конфуцианский философ Огю Сорай (1666—1728) считал, что личная и общественная сферы деятельности — это две части единого целого, в котором личный аспект занимает подчинённое положение. Другой конфуцианский философ Исида Байган (1685—1744) писал: «Мы должны сделать наши сердца общественными».
Честь у японцев всегда стояла превыше любых материальных благ. Богатство не было главной целью даже в торговом деле, но считалось результатом добросовестного выполнения своего долга. Идеалом являлось умеренное, постепенное накопление, которое становилось результатом усердного труда без ущерба для других людей.
В уставах японских торговых домов эпохи Токугава часто встречаются наставления против расточительности: «Бережливость — первое дело в торговле». Отношение к экономности как добродетели сформировалось в условиях дефицита сырья и избытка человеческих ресурсов, характерных для Японии. Любая расточительность воспринималась как антисоциальное явление. Одновременно порицалось и чрезмерное стремление к личному богатству.
Вся жизнь японца подчинялась строгому регламенту. Все элементы быта должны были соответствовать социальному статусу и определённому событию. Традиционная японская культура тяготеет к изысканной простоте и лаконичности, которые должны сочетаться с глубоким смыслом. Сдержанность проявлялась и в архитектуре, и в традиционных искусствах, и в домашней утвари, и в одежде. Примечательно впечатление, которое произвели японцы на первого генерального консула США в Японии Таунсенда Харриса: «Они все полные, хорошо одеты и выглядят счастливо… Наблюдается отсутствие каких бы то ни было признаков богатства или бедности».
Ярким примером реализации японских традиционных ценностей эпохи Токугава является история становления торгового дома Мицуи. Официально его основателем считается Такатоси Хатиробэй (1622—1694), но торговое дело семьи начал ещё его отец. Представитель древнего самурайского рода, он решил «поменять меч на счёты», перейдя в торговое сословие (это означало понижение социального статуса).
К началу XVIII века лавка, которую семейный клан держал в Эдо (современный Токио), превратилась в самый крупный магазин города. Но основной капитал торговый дом Мицуи заработал на финансовых операциях, открыв в крупных городах сеть собственных меняльных контор.
С XVII века в торговой практике Японии стали широко использоваться векселя, с помощью которых осуществляли денежные переводы в различные города страны. Чтобы не рисковать, перевозя наличные деньги из города в город, торговцы сдавали их в меняльную контору в обмен на расписку — вексель. В другом городе они могли предъявить этот вексель в контору того же торгового дома для получения наличной суммы (эта операция называется «погашение векселя») или использовать его для оплаты партии товара.
Такие денежные переводы стали основной доходной статьёй для Мицуи. На пересылку денег между двумя крупнейшими городами — Эдо и Осакой — уходило 15—20 дней, а вексель подлежал оплате в течение 60 дней. Прежде чем наступал срок погашения векселя, полученные наличные деньги успевали поработать в торговых операциях.
В 1675 году торговый дом Мицуи составил свод этических правил для приказчиков. Особое внимание уделялось сдержанному поведению в отношениях между сотрудниками и скромности в бытовых вопросах. Например, пояс, которым подвязывают кимоно, надлежало носить из хлопка, а не из шёлка. Три раза в месяц с работниками проводились беседы, в которых наряду с рабочими вопросами обсуждались правила поведения в быту. Большое внимание уделялось конфуцианской морали, а также скромности и бережливости.
Преданность своему делу, предприимчивость и новаторство в бизнесе в сочетании с сохранением традиционных ценностей сыграли немаловажную роль в истории становления Мицуи. Клану удалось сохранить и приумножить свой капитал во все периоды смены власти и экономического курса. Во второй половине XIX века торговый дом преобразовался в семейную холдинговую компанию (дзайбацу), а после поражения Японии во Второй мировой войне успешно реструктуризировался в корпорацию. Сегодня корпорация «Мицуи» является одной из крупнейших транснациональных компаний в мире.
Выводы (исторический и финансовый)Основные принципы современной японской деловой этики сформировались в XVII—XIX веках
Честь для японца выше любых материальных благ. Богатство не является целью, но считается результатом добросовестного выполнения своего долга
Для японца личная и общественная сферы деятельности — это две части единого целого, в котором личный аспект занимает подчинённое положение