VI–XV века
XVI–XVII века
XVIII век
XIX век
XX–XXI века
Центральной фигурой христианства является Иисус Христос, который, согласно учению церкви, является одновременно и Богом, и человеком. Он родился в Вифлееме в семье плотника, и от примерной даты его рождения позже началось современное летоисчисление, то есть наша эра. Подробное описание жизни Иисуса Христа начинается примерно с 30 лет, когда он принял крещение, удалился на некоторое время в пустыню для молитвы и поста, а по возвращении начал проповедовать и совершать чудеса в Иерусалиме и других городах Галилеи и Иудеи. Его проповедь продолжалась примерно три с половиной года, после чего в результате предательства он был арестован и казнён — распят на кресте. На третий день после казни Иисус воскрес и затем ещё 40 дней являлся своим ученикам (апостолам), наставляя их для будущего служения и создания христианской церкви. Эти события описаны в книгах Нового Завета (в четырёх Евангелиях, в Деяниях и Посланиях апостолов). Центральным моментом в христианстве является мученическая смерть и воскресение Христа. Согласно учению церкви, участвуя в богослужениях, верующий может возродиться («воскреснуть») к новой жизни, научиться добродетелям и избавиться от грехов. Конечная цель каждого христианина — спасение, воссоединение с Богом.
Известная поговорка «Кто не работает, тот и не ест» является перефразированной цитатой из одного из посланий апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь». При этом целью труда являются не материальные блага, а поддержание жизни и духовное совершенство человека. Иисус Христос говорит ученикам: «Не заботьтесь ни о том, что есть или пить вам для поддержания жизни вашей, ни о том, что надеть вам, чтобы прикрыть тело ваше. Разве душа не более важна, чем пища, а тело — чем одежда? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, а Отец ваш Небесный кормит их». Эти слова являются хорошей иллюстрацией отношения христианства к материальным ценностям. Они, конечно, необходимы человеку для жизни, но не могут рассматриваться в качестве цели этой жизни.
Согласно христианскому учению, истинные ценности — не материальное богатство, а вера в Бога, любовь к ближним. Часто ключевым этическим законом христианства называют так называемое золотое правило нравственности: «Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам», или «Не делайте другим того, чего не хотите себе». В Евангелиях сказано: «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам». Ради любви к ближнему можно и нужно жертвовать личными материальными интересами и ценностями. Одно из проявлений этой идеи мы находим в наставлении Иисуса Христа: «Взаймы давайте, не ожидая ничего», что часто трактуется в качестве запрета на требование уплаты процента за использование кредита.
Само по себе личное богатство в христианстве не считается чем-то запретным или греховным, но это большое бремя, которое может превратиться в цель жизни или в преграду для спасения. Один благочестивый и богатый юноша обратился к Иисусу за советом, что ему нужно сделать, чтобы достигнуть совершенства. Христос ответил: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Юноша не смог этого сделать. Поэтому в Евангелиях говорится: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Олицетворением богатства в Новом Завете служит языческий божок, идол «мамона». Христос в своей проповеди предостерегает верующих: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне».
Впоследствии эти основные принципы в различных направлениях христианства уточнялись и даже видоизменялись. Так, например, в православии со времен завершения спора иосифлян и нестяжателей (об этом будет подробно рассказано в главе «Стяжатели и нестяжатели») утвердилась точка зрения, что между личным аскетизмом монахов и богатством монастырей, самой церкви нет противоречия. Ведь красота храмов, богослужения, благотворительность, общественные и просветительские проекты требуют больших затрат. Католическая церковь долгое время запрещала требовать плату (процент) за использование кредита, но в конце концов согласилась снять этот запрет (глава «Грех ростовщичества»). В некоторых направлениях протестантизма личное богатство и предпринимательский успех стали даже одним из признаков богоизбранности (глава «Предпринимательская этика в лютеранстве и кальвинизме»).
Выводы (исторический и финансовый)Ключевым этическим законом христианства является золотое правило нравственности: «Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам», «Не делайте другим того, чего не хотите себе»
Согласно христианскому учению, истинные ценности — это не материальное богатства, а вера в Бога и любовь к ближним