Всеобщая история
Предпринимательская этика в лютеранстве и кальвинизме
7 класс
Время
XVI век
Место
Германия, Швейцария
Люди и организации
Мартин Лютер, Жан Кальвин, Католическая церковь
Финансовые и экономические термины
Общие знания экономики: Личная мотивация
Исторические термины
Начало Реформации: Мартин Лютер
Распространение протестантизма в Европе

Процесс глубоких перемен в западной христианской церкви получил название «Реформация», а новое реформаторское течение христианства — «протестантизм». Его идеологи обращались к Священному Писанию и учению первоначального христианства с его идеями равенства и справедливости. В экономической области они видоизменились в требование эквивалентности обмена товарами, в идею добросовестного, старательного труда, в обоснование рачительного буржуазного предпринимательства. Характерно, что в XVI—XVII веках протестантизм преобладал в тех странах Европы, где особенно бурно развивалась экономика: в Голландии, на большей части Германии, в Швейцарии, странах Скандинавии, в Англии, а затем и её колониях — США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Оплоты классического католицизма — Франция, Испания, Португалия, Италия, Австро-Венгрия, Польша — оказались в этот период на периферии западноевропейского капитализма.

Рассмотрим чуть подробнее те финансовые вопросы, которых касались в своих учениях два самых ярких представителя Реформации — Мартин Лютер и Жан Кальвин, основавшие два крупных течения в протестантизме — лютеранство и кальвинизм.

Мартин Лютер

Мартин Лютер

Мартин Лютер (1526 год)

Датой начала Реформации считается 31 октября 1517 года. В этот день немецкий богослов, выходец из бюргеров Мартин Лютер (1483—1546) прибил на ворота церкви в городе Виттенберге список из 95 тезисов, содержавших решительный протест против злоупотреблений католических церковников. Особенно его возмущала продажа индульгенций, то есть свидетельств, в которых от имени католической церкви верующим за деньги гарантировалось прощение грехов и спасение в будущей загробной жизни. Лютер учил, что прощение грехов и спасение купить нельзя. И то и другое даётся только полным раскаянием и верой. Лютера возмущала телесная невоздержанность монахов, многие из которых грешили «чревоугодием и пьянством». Не по нраву ему была чрезмерная пышность церковных процессий и убранств католических храмов. Все это, по мнению Лютера, противоречило содержанию самой церковной службы. В последующем он пришёл к отрицанию церковной иерархии и церковного богатства. Фактически выдвигалось требование «дешёвой церкви».

Особое место в полемике Лютера с официальным католицизмом занимал вопрос о мирском призвании христианина. Католическая церковь, за редким исключением, считала, что земная жизнь есть приготовление христианина к жизни вечной. Поэтому к богатству светских лиц католические иерархи относились без особого почтения. С их точки зрения, богатой должна была становиться сама церковь — для привлечения верующих, для благотворительности. Если разбогател мирянин, ему следует делиться с церковью регулярными пожертвованиями, а после кончины завещать церкви все состояние или его значительную часть.

Лютер же поставил вопрос иначе. Стремясь перевести богослужение с непонятной рядовым верующим латыни на родной язык, он 20 лет переводил Библию на немецкий и ввёл в оборот новое существительное Beruf, образованное от глагола rufen — звать. Beruf — зов Господень и одновременно призвание, профессия. Утверждалось, что человек в земной профессии реализует Божье призвание, и чем успешнее он это делает, тем более угоден Богу. Эти рассуждения Лютера относились также к предпринимательству. По его мнению, если ты успешный предприниматель — значит, ты избран Богом, Бог одобряет твои коммерческие успехи.

Совсем иначе относится Лютер к разным формам лжепредпринимательства, которые были связаны с коррупцией высших лиц церкви и дворянства. Возвращаясь однажды из университета, он стал свидетелем сцены, когда в богато украшенной карете громко смеялись епископ Виттенбергский и крупный банкир из дома Фуггеров. Оказалось, что Фуггер предоставил епископу кредит на покупку должности, а епископ выплачивал долг за счёт подношений прихожан.

Война с союзом коррумпированных церковных и светских феодалов, с одной стороны, и банкиров-ростовщиков — с другой, проходит через всю публицистическую деятельность Лютера. Их критикой полны труды Лютера «О торговле и ростовщичестве» (1524) и «Наказ приходским священникам выступать с проповедью против ростовщичества» (1540). А вот мелкое ростовщичество со стороны бедняков (стариков, вдов и сирот) Лютер оправдывал, предлагая лишь ограничить ставку процента.

Жан Кальвин

Жан Кальвин

Жан Кальвин (XV—XVI века)

Выходец из семьи французского церковного иерарха Жан Кальвин (1509—1564) стал идеологом Реформации в Швейцарии. В 1536 году он опубликовал своё главное сочинение — «Наставление в христианской вере». В нём, в частности, утверждалось, что судьба человека, в том числе после смерти, предопределена Богом ещё в момент его рождения. Однако это не означает необходимости ждать, когда осуществится высшее предназначение. Единственный способ узнать, избран ты Богом к спасению или нет, — стараться достичь успеха в земной жизни, особенно в коммерческих делах.

Вслед за Лютером Кальвин осуждал праздность. Первейшими добродетелями объявлялись старательный, честный труд, расчётливость, бережливость, вплоть до скопидомства и прижимистости. Истинный христианин, по Кальвину, обязан целиком посвятить себя профессии, отвергнуть комфорт, презреть наслаждения, откладывать любой грош и становиться рачительным хозяином. Если человек упускает возможность приобрести большой доход, он тем самым впадает в грех. Лютер, как правило, осуждал ростовщичество и взимание процентов, Кальвин же оправдывал то и другое, усматривая в деятельности ростовщиков один из возможных способов обогащения.

В Женеве Кальвин организовал новую церковь с опорой на демократические начала. Церковная община управлялась выборной консисторией из старост (просвитеров) и проповедников без священного сана. Принцип выборности внутри церкви повлиял и на светскую практику, способствовал утверждению демократических начал при избрании парламента и других властных структур.

Выводы (исторический и финансовый)

В XVI—XVII веках протестантизм преобладал в странах с бурным развитием экономики. Оплоты классического католицизма оказались в этот период на периферии западноевропейского капитализма

По мнению Лютера, человек в земной профессии реализует Божье призвание, и чем успешнее он это делает, тем более угоден Богу

Кальвин считал, что первейшими добродетелями являются старательный, честный труд, расчётливость и бережливость

Вверх