Всеобщая история
Истинные ценности христианства
Сложный текст
5 класс
Время
С I века н. э. по настоящее время
Место
Древний Рим, Иудея
Люди и организации
Католическая церковь, Иисус Христос, Православная церковь
Финансовые и экономические термины
Общие знания экономики: Личная мотивация
Исторические термины
Древний Рим: Возникновение и распространение христианства
Первые слова христианской молитвы «Отче наш», записанные на нескольких языках на карте Европы

Первые слова христианской молитвы «Отче наш», записанные на нескольких языках на карте Европы (из книги 1741 года)

Центральной фигурой христианства является Иисус Христос, который, согласно учению церкви, является одновременно и Богом, и человеком. Он родился в Вифлееме в семье плотника, и от примерной даты его рождения позже началось современное летоисчисление, то есть наша эра. Подробное описание жизни Иисуса Христа начинается примерно с 30 лет, когда он принял крещение, удалился на некоторое время в пустыню для молитвы и поста, а по возвращении начал проповедовать и совершать чудеса в Иерусалиме и других городах Галилеи и Иудеи. Его проповедь продолжалась примерно три с половиной года, после чего в результате предательства он был арестован и казнён — распят на кресте. На третий день после казни Иисус воскрес и затем ещё 40 дней являлся своим ученикам (апостолам), наставляя их для будущего служения и создания христианской церкви. Эти события описаны в книгах Нового Завета (в четырёх Евангелиях, в Деяниях и Посланиях апостолов). Центральным моментом в христианстве является мученическая смерть и воскресение Христа. Согласно учению церкви, участвуя в богослужениях, верующий может возродиться («воскреснуть») к новой жизни, научиться добродетелям и избавиться от грехов. Конечная цель каждого христианина — спасение, воссоединение с Богом.

Известная поговорка «Кто не работает, тот и не ест» является перефразированной цитатой из одного из посланий апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь». При этом целью труда являются не материальные блага, а поддержание жизни и духовное совершенство человека. Иисус Христос говорит ученикам: «Не заботьтесь ни о том, что есть или пить вам для поддержания жизни вашей, ни о том, что надеть вам, чтобы прикрыть тело ваше. Разве душа не более важна, чем пища, а тело — чем одежда? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, а Отец ваш Небесный кормит их». Эти слова являются хорошей иллюстрацией отношения христианства к материальным ценностям. Они, конечно, необходимы человеку для жизни, но не могут рассматриваться в качестве цели этой жизни.

Трудовая книжка

Библейская фраза «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь» в видоизменённом виде («Не трудящийся, да не ест!») попала в Конституцию РСФСР 1918 года, а также на советские трудовые книжки (1921 год)

Согласно христианскому учению, истинные ценности — не материальное богатство, а вера в Бога, любовь к ближним. Часто ключевым этическим законом христианства называют так называемое золотое правило нравственности: «Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам», или «Не делайте другим того, чего не хотите себе». В Евангелиях сказано: «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам». Ради любви к ближнему можно и нужно жертвовать личными материальными интересами и ценностями. Одно из проявлений этой идеи мы находим в наставлении Иисуса Христа: «Взаймы давайте, не ожидая ничего», что часто трактуется в качестве запрета на требование уплаты процента за использование кредита.

Само по себе личное богатство в христианстве не считается чем-то запретным или греховным, но это большое бремя, которое может превратиться в цель жизни или в преграду для спасения. Один благочестивый и богатый юноша обратился к Иисусу за советом, что ему нужно сделать, чтобы достигнуть совершенства. Христос ответил: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Юноша не смог этого сделать. Поэтому в Евангелиях говорится: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Олицетворением богатства в Новом Завете служит языческий божок, идол «мамона». Христос в своей проповеди предостерегает верующих: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне».

Впоследствии эти основные принципы в различных направлениях христианства уточнялись и даже видоизменялись. Так, например, в православии со времен завершения спора иосифлян и нестяжателей (об этом будет подробно рассказано в главе «Стяжатели и нестяжатели») утвердилась точка зрения, что между личным аскетизмом монахов и богатством монастырей, самой церкви нет противоречия. Ведь красота храмов, богослужения, благотворительность, общественные и просветительские проекты требуют больших затрат. Католическая церковь долгое время запрещала требовать плату (процент) за использование кредита, но в конце концов согласилась снять этот запрет (глава «Грех ростовщичества»). В некоторых направлениях протестантизма личное богатство и предпринимательский успех стали даже одним из признаков богоизбранности (глава «Предпринимательская этика в лютеранстве и кальвинизме»).

Выводы (исторический и финансовый)

Ключевым этическим законом христианства является золотое правило нравственности: «Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам», «Не делайте другим того, чего не хотите себе»

Согласно христианскому учению, истинные ценности — это не материальное богатства, а вера в Бога и любовь к ближним

Вверх