История России
Русские ученики Адама Смита
8 класс
Время
1735—1789 годы
Место
Россия, Шотландия
Люди и организации
Адам Смит, Московский университет, Университет Глазго, Петербургская академия наук, Иван Третьяков, Семён Десницкий
Финансовые и экономические термины
Доходы и расходы: Образование и карьера, Общие знания экономики: Повышение финансовой грамотности
Исторические термины
Культурное пространство Российской империи в XVIII веке: Вклад в развитие русской культуры учёных, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа
Адам Смит

Адам Смит (1790 год)

Английский учёный Адам Смит (1723—1790) считается основателем экономической науки. Хотя экономические сочинения писали и до него, именно после Смита политическая экономия была окончательно признана самостоятельной наукой. В академиях наук появились экономические отделения, а с начала XIX века экономику стали преподавать в университетах. В Московском университете лекции по политической экономии начали читать в 1804 году.

По мнению Адама Смита, у реального человека много разных мотивов поведения. Люди, пишет он в философской работе «Теория нравственных чувств», стремятся к богатству не для достижения материального благополучия, а для того чтобы отличиться, обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие. Честолюбие и тщеславие — вот основные мотивы поведения человека.

Но в экономике, по мнению Смита, человек руководствуется только одним мотивом — выгодой. Вместе с концепцией «невидимой руки» рынка эта идея стала одной из основных в его главной работе по экономике — «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776 год). Для объяснения поведения людей учёный ввёл понятие «экономический человек». Это не реальный человек и даже не собирательный образ, а научная абстракция, условная модель идеального человека, лишённая каких-то конкретных особенностей, но наделённая ярко выраженными экономическими мотивами поведения. «Экономический человек» видится Смиту эгоистом. Он ничего не даёт даром, за свою вещь требует эквивалентного возмещения. Он действует только ради собственной выгоды, но одновременно направляется какой-то «невидимой рукой» (о которой сам и не подозревает) на достижение общественно важной цели. «Невидимая рука» Смита — это экономический закон, который действует вне воли и сознания человека. Например, ремесленник видит, что какие-то товары дороги и пользуются спросом. Он начинает их производить ради собственной выгоды, но одновременно «невидимая рука» направляет его на удовлетворение потребностей общества в этом товаре. При этом Смит считал, что «невидимая рука» рынка удовлетворит потребности общества лучше, чем «видимая» — рука государства. Эта мысль развилась потом в концепцию «экономического либерализма» (свободы предпринимателя от государства).

​​​​​​​Университет в Глазго

Университет в Глазго (1730 год)

Основные идеи главной книги Адама Смита сформировались в 1751—1763 годах, когда он преподавал в Университете Глазго в Шотландии. В то время у него учились два студента из России — Иван Третьяков (1735—1776) и Семён Десницкий (1740—1789). Их жизненные пути были очень похожими. Десницкий родился в Нежине и происходил из мещан. Третьяков появился на свет в Твери в семье офицера. Оба первоначально учились в духовных семинариях, в 1760 году поступили в Московский университет, но уже через год, получив дополнительную подготовку в Петербургской академии наук, отправились в Университет Глазго. В то время это был один из наиболее прогрессивных британских университетов, в отличие от Оксфорда и Кембриджа, где ещё сильны были средневековые традиции. В Глазго преподавали видные учёные, в том числе и Адам Смит. Русские студенты обучались там до 1767 года. Оба получили степень магистра свободных наук и подготовили диссертации на степень доктора, однако их срочно вызвали в Россию, поэтому они получили степени докторов гражданского и церковного права без защиты.

После возвращения на родину Десницкий и Третьяков стали с 1767 года преподавать на юридическом факультете Московского университета. Они были в числе преподавателей, которые получили право читать лекции на русском языке, начав тем самым разрабатывать русскую научную терминологию. Десницкий, например, первым разработал курс русского права.

​​​​​​​Вид на Московский университет от стен Кремля

Вид на Московский университет от стен Кремля (1790-е годы)

И Десницкий, и Третьяков отличались прогрессивными взглядами. На ежегодную конференцию университета в 1768 году Третьяков предложил на выбор четыре доклада, в том числе «Происходит ли наибольшая польза в государстве от рабов или от людей свободного состояния и от уничтожения рабства?». Университетское начальство сочло её слишком опасной (крепостное право в то время в России казалось незыблемым, и до его отмены было ещё очень далеко), и выбор пал на доклад о происхождении и развитии университетов в Европе. В том же 1768 году Десницкий стал работать в Комиссии об Уложении, инициированной Екатериной II для разработки свода российских законов. Там он, в частности, предлагал законодательные меры против злоупотреблений помещиков в отношении крепостных.

Помимо юридической проблематики, Десницкий и Третьяков были проводниками философских и экономических идей Смита в России. Среди их трудов на подобные темы можно выделить работу Третьякова «Рассуждение о причинах изобилия и медлительного обогащения государства как у древних, так и у нынешних народов» (1772), название которой близко к названию знаменитой книги Смита, вышедшей четыре года спустя. В то же время работа Третьякова не считается оригинальной, так как в своих лекциях, которые слушали россияне, Смит уже рассматривал ряд положений своей будущей книги, в том числе изложенные Третьяковым. Правда, в отличие от Смита, российские учёные не были сторонниками экономического либерализма, а также уделяли большее внимание проблемам денежного обращения, кредита и финансов. Так, опираясь на опыт Англии и Голландии, в своём «Рассуждении» Третьяков описывает выгоды от учреждения банков, которые в то время в России хотя и существовали, но не играли важной роли в экономике. По его мнению, есть «средство, и только одно, к отвращению худых следствий, происходящих от подрыва банков, и оное состоит в том, чтобы… ободрять умножение оных сколько возможно».

Из трудов Ивана Андреевича Третьякова

О торговле

«Бедность страны никогда не произойдёт от торгов с иностранцами, только б оные управляемы были с осторожностью и благоразумием. Причины суть тому другие и те же самые, которые всякого приводят в убожество. Человек, если издерживает больше, нежели снискивает трудом, должен обнищать; равным образом в стране, когда она больше издерживает, нежели производит трудами внутри, а купечеством извне, нищета следует неизбежно».

О трудолюбии

«…Земледельцы, не имея от правительства надлежащего защищения и ободрения, делаются нерадивыми и неспособными к произведению обильных плодов своими трудами. От сего також обстоятельства часто рождается повсеместная в народе унылость духа и великое отвращение от трудолюбия: праздность на место ревностных подвигов больше в народе вселяется, от которой рождается большее число тунеядцев, толь вредных обществу и не токмо не служащих подпорою государства, но более еще отягощающих оное и съедающих и последние плоды трудящихся немногих».

Выводы (исторический и финансовый)

Благодаря русским ученикам идеи выдающегося английского экономиста Адама Смита проникли в Россию гораздо раньше, чем его труды

«Человек, если издерживает больше, нежели снискивает трудом, должен обнищать»

Вверх