VIII–XV века
XVI–XVII века
XVIII век
XIX – начало XX века
XX – начало XXI века
Пространная редакция Русской правды даёт хорошее представление о сословной и экономической дифференциации общества в Киевской Руси. Это видно из глубоких различий в штрафах, назначавшихся за убийство отдельных категорий населения. Наивысший штраф (80 гривен) уплачивался за убийство управляющего княжеской вотчиной (огнищанина), княжеского подъездного (видимо, сборщика налогов) и старшего конюха. Жизнь свободных «мужей» оценивалась в 40 гривен, а княжеского сельского старосты — в 12. Штраф за убийство рядовича, холопа и смерда составлял всего 5 гривен. При этом сословия ещё не были чётко оформлены, существовало множество промежуточных групп, много возможностей для перехода из одного сословия в другое, причём как вниз, так и вверх. Часто такой переход являлся результатом различных хозяйственных сделок, которые носили кредитный характер. Остановимся на некоторых их них.
Несвободное население Киевской Руси составляли холопы. Они были лично зависимыми, как правило, не имели собственности, не платили податей князю. За смерть холопа штраф выплачивался его хозяину, убийство собственного холопа вообще не наказывалось. Таким образом, положение холопов приближалось к рабскому. Согласно Пространной редакции Русской правды, холопом можно было стать несколькими способами. Прежде всего — «от рождения»: дети холопов тоже становились рабами. В холопство можно было попасть в результате совершения преступления. Например, князь мог отнять у преступника жену и детей и превратить их в холопов. Холопы появлялись в результате военного пленения. Им можно было стать по собственной воле. Пространная правда называет три таких способа: во-первых, это самопродажа в присутствии свидетелей; во-вторых, женитьба на рабыне без договора («поиметь робу без ряду»); в-третьих, поступление «без ряду» в тиуны (в помощники старшего управляющего или в управляющие небольших вотчин), а также в ключники. Наконец, холопом становился несостоятельный должник. Его кредиторы сами решали, будут ли они ждать возврата долга или отдадут должника в рабство.
Самую большую группу населения Киевской Руси составляли смерды — свободные крестьяне, жившие на княжеской (государственной) земле. Они имели свой дом и обрабатывали землю своими орудиями труда. Но смерд был уже феодально зависимым: он платил оброк, отрабатывал барщину, нёс другие повинности (повоз, дорожную, сторожевую).
Из смердов происходили наймиты, или закупы. Это могли быть младшие сыновья смерда, которым не хватило места в отцовском хозяйстве, или смерды, разорившиеся в результате пожара, неурожая и т. д. Они селились на землях крупных собственников, получали от хозяина ссуду («купу» — отсюда и название «закуп») в виде семян, орудий труда, скота и превращались из свободных людей в лично зависимых до тех пор, пока не выплатят свой долг. А отдать его было очень сложно, а часто и невозможно. Но если закупу удавалось вернуть ссуду, он мог без всяких препятствий, когда угодно уйти от хозяина и снова стать свободным. До этого момента положение закупа не сильно отличалось от холопьего, хотя различия были. Закупа нельзя было продать или отдать внаём другому господину. Если это происходило и обнаруживалось, хозяин закупа должен был уплатить князю штраф в размере 12 гривен, а сам закуп освобождался от долгов.
Ещё одна разновидность общественных низов — вдачи. Вдач — это, видимо, тот же закуп, который взял в долг не деньгами («купой»), а натурой («дачей»). В любом случае «купа» и «дача» различаются по форме, а не по содержанию. «Дача» представляет собой тот же заём, предполагающий возврат с процентами и имеющий целью обеспечить землевладельца рабочей силой. Различия с закупом тут минимальные. Положение как вдача, так и закупа рельефно обнародовано в статье 111 Пространной правды: долг, взятый хлебом или деньгами, не превращает должника в холопа; если работник хочет покинуть господина раньше срока, это допустимо, но он должен отработать долг к определённому сроку либо возвратить его.
Иногда закупов и вдачей называют разновидностями рядовичей — зависимых от князя или боярина людей, которые работают на него по договору («ряду»). Слово «ряд» с этим значением сохранилось в современном языке, например, в обороте «судиться-рядиться». Рядовичем мог быть и младший управляющий или какой-нибудь работник князя, выполняющий за плату его поручения. Не случайно в дошедшем до нас более позднем документе автор советует боярам не селиться вблизи княжьей вотчины, а пуще всего опасаться княжеских рядовичей, которые ведут себя как цепные псы хозяина. Но чаще всего «ряд» сводился к договору займа, то есть к выдаче в долг определённой суммы денег, орудий труда, зерна для посева и т. п., которые необходимо было выплатить или отработать.
Позже это явление было названо «кабальной зависимостью». Само слово «кабала» пришло к нам через татарский язык из арабского и первоначально означало заём, ссуду, кредит. Затем в результате тесной связи между выдачей крестьянам займов, которые было почти невозможно вернуть, и их массовым закрепощением термин «кабала» приобрёл второе значение — пожизненное или временное закрепощение вследствие неуплаты долга (долговое рабство), а потом и третье — полная, крайне тяжёлая экономическая зависимость человека.
Особо массовый характер закабаление приобрело в XIV—XV веках, когда новые землевладельцы, заинтересованные в заселении своих угодий, предлагали свободным, но обедневшим, а также зависимым, но имеющим право сменить владельца крестьянам из других регионов поселиться на новых землях. В обмен они предлагали помощь — ссуду деньгами, орудиями труда или продуктами, а также временное (на 5, 10 или 15 лет) освобождение от уплаты повинностей. Переселенец был обязан пахать хозяйскую землю, обычно на своих лошадях и своими орудиями труда, а часть урожая отдавать землевладельцу. Многие феодалы считали этот способ самым выгодным и надёжным для обеспечения себя рабочей силой.
В договорах между крестьянином и землевладельцем, кроме размера займа и его формы (деньгами или натурой), указывались размер процента и способ погашения долга, а также оговаривалось, что работник мог покинуть господина, но только рассчитавшись по всем обязательствам. Однако погасить долги на практике оказывалось невозможным: договор составлялся таким образом, чтобы почти весь результат труда крестьянина шёл на уплату процентов, сам же заём (тело кредита) оставался непогашенным. Некоторые крестьяне прибегали к новому займу у другого землевладельца, но в конечном итоге это вело лишь к смене кредитора. В большинстве случаев кабальная зависимость оказывалась пожизненной.
Выводы (исторический и финансовый)Первоначально слово «кабала» означало заём, ссуду, кредит. Теперь так обычно называют тяжёлую форму экономической зависимости человека, в том числе по выплате кредита и процентов по нему
Договор займа между крестьянином и землевладельцем составлялся таким образом, чтобы почти весь результат труда шёл на уплату процентов, сам же заём оставался непогашенным