История России
Пирамида МММ
10-11 класс
Время
1992—1994 годы
Люди и организации
Сергей Мавроди, Русский дом Селенга, Хопёр-Инвест, МММ, Властилина
Финансовые и экономические термины
Риски и финансовая безопасность: Финансовые мошенничества
Исторические термины
Становление новой России (1992—1999): Итоги радикальных преобразований 1992—1993 годов
Финансовые пирамиды и залоговые аукционы
​​​​​​​20 билетов МММ 1994 года с портретом Сергея Мавроди

20 билетов МММ 1994 года с портретом Сергея Мавроди

В 90-е годы ХХ века российское общество столкнулось с новым видом мошенничества — финансовыми пирамидами. В экономике сложились благоприятные условия для их зарождения: наличие рынка ценных бумаг, склонность населения к быстрому обогащению при общей финансовой безграмотности и доверчивости, развитый рынок рекламы, недостаток законодательного регулирования.

Одним из наиболее ярких примеров стала финансовая пирамида МММ, созданная Сергеем Мавроди. Эта история началась в 1989 году. Первым шагом была регистрация кооператива под названием МММ. Учредителями выступили Сергей Мавроди, его брат Вячеслав и жена брата Ольга Мельникова. Первые буквы их фамилий и стали названием кооператива.

Поначалу фактический род деятельности соответствовал заявленному в учредительных документах: компания занималась импортом оргтехники. Но в первой половине 1992 года учредители МММ обратили внимание на финансовый сектор. Они начали принимать деньги вкладчиков, обещая последним выплату огромных дивидендов. Для ведения данного рода деятельности 20 октября 1992 года в Москве было зарегистрировано второе юридическое лицо с тем же названием — МММ. Выбранная мошенниками организационно-правовая форма — акционерное общество (АО) — позволила выпускать акции в свободное обращение.

​​​​​​​Актёр Владимир Пермяков, сыгравший Лёню Голубкова

Актёр Владимир Пермяков, сыгравший Лёню Голубкова (2012 год)

В ходе первой эмиссии была выпущена 991 тысяча акций, каждая номиналом в одну тысячу рублей. Их продажа началась 1 февраля 1994 года. Реализация шла через многочисленные филиалы, расположенные по всей стране. Главным лозунгом, используемым для привлечения покупателей, стал незамысловатый принцип: «Сегодня дороже, чем вчера». Подобные призывы, разработанные профессиональными рекламными агентами по заказу учредителей АО «МММ», способствовали возникновению ажиотажного спроса на акции компании.

Миллионы граждан становились в очередь за покупкой ценных бумаг, выпущенных организаторами акционерного общества. В скором времени из-за ажиотажа, созданного покупателями, у организаторов пирамидального конструкта возникла потребность в проведении дополнительной эмиссии акций. Для этого юридическому лицу АО «МММ» было необходимо специальное разрешение, выдаваемое Министерством финансов Российской Федерации. Чтобы обойти законодательство, мошенники зарегистрировали новое юридическое лицо, с помощью которого и провели дополнительную эмиссию 991 тысячи акций.

Растущий спрос на акции породил дефицит выпущенных ценных бумаг. Для его преодоления Мавроди придумал и ввёл в обращение так называемые билеты, которые формально не считались ценными бумагами — а значит, не подпадали под действовавшие на тот момент законы. Один билет приравнивался к одной сотой цены акции МММ. Это нововведение открыло широким массам доступ к покупке билетов АО «МММ».

Реклама пирамиды «МММ-2012»

Реклама пирамиды «МММ-2012», воссозданной Сергеем Мавроди в 2011 году и реорганизованной в 2012 году

Чтобы уйти от прямого столкновения с законодательством, которое всё больше регулировало операции на рынке ценных бумаг, руководство МММ отказалось от оформления операций купли-продажи билетов. Формально вкладчик жертвовал деньги лично Сергею Мавроди, а в обмен за это получал билет — как будто в качестве сувенира. Когда вкладчик решал продать свои билеты, он как будто получал личное пожертвование уже от Мавроди, возвращая сувенир (билет) назад. Подобный способ оплаты позволял ни одной из сторон формально не нарушать действующее на тот момент законодательство.

Котировки билетов определялись дважды в неделю, при этом оглашались «предполагаемые» цены билетов, так как по закону было запрещено гарантировать рост цен. С момента первой эмиссии акций и билетов цены выросли более чем в сто раз и продолжали расти. При этом деньги на выкуп акций у тех, кто желал их продать, МММ получала от новых вкладчиков: в этом и состоял принцип финансовой пирамиды.

Все это время МММ проводила эффектную рекламную кампанию. Большой общественный резонанс имели рекламные акции, когда в течение дня все желающие могли бесплатно воспользоваться услугами московского метрополитена. Расходы оплачивала МММ. А один из героев рекламных роликов компании Лёня Голубков стал всеми узнаваемым персонажем.

Общественный резонанс и гениальные рекламные ролики не могли не обратить на систему МММ внимание властей. Недовольство представителей государственного аппарата накапливалось долго, пока в августе 1994 года офисы АО «МММ» не были опечатаны, а организатор финансовой пирамиды Сергей Мавроди — арестован. В суде официально пострадавшими от деятельности МММ были признаны 10 454 человека.

Аналогичные аферы в 90-х годах прошлого века были реализованы такими компаниями, как «Русский дом Селенга», «Хопёр-Инвест», «Властилина» и многие другие. По различным оценкам, от их деятельности пострадало от нескольких сотен тысяч до нескольких десятков миллионов человек.

Выводы (исторический и финансовый)

В 1990-е годы сложились благоприятные условия для зарождения финансовых пирамид: наличие рынка ценных бумаг, склонность населения к быстрому обогащению при общей финансовой безграмотности и доверчивости, развитый рынок рекламы, недостаток законодательного регулирования

От деятельности финансовых пирамид в конце прошлого века в России пострадало от нескольких сотен тысяч до нескольких десятков миллионов человек

Вверх