VIII–XV века
XVI–XVII века
XVIII век
XIX – начало XX века
XX – начало XXI века
В Советском союзе земля, предприятия, транспорт, торговая инфраструктура принадлежали государству. Приватизация этой собственности рассматривалась в качестве одного из основных элементов рыночных реформ начала 1990-х годов. С экономической точки зрения это должно было создать условия для повышения эффективности работы предприятий. В социальной и политической сферах цель приватизации состояла в создании слоя общества, заинтересованного в продолжении реформ и способного обеспечить преемственность новой власти. При этом необходимо было свести к минимуму возможные социальные конфликты.
Ещё на рубеже 1980—1990-х годов началась стихийная приватизация, то есть захват контроля над государственным имуществом в различной, в том числе в силовой форме, без чёткого плана и заданных государством правил. По оценкам экспертов Счётной палаты, на лето 1992 года (к началу реализации государственной программы приватизации) количество приватизированных предприятий составляло уже около двух тысяч. Фактически происходило разграбление государственной собственности.
Принятая к середине 1992 года государственная программа предусматривала три стадии: малую, ваучерную и денежную приватизацию.
Малая приватизация, в ходе которой в частные руки переходили предприятия сферы услуг и общественного питания (кафе, рестораны, магазины, парикмахерские и т. п.), стартовала в 1992 году. Первые аукционы были проведены в Нижнем Новгороде, а на первое декабря 1994 года из 100 690 государственных предприятий России в сфере торговли, бытового обслуживания и общественного питания было приватизировано 72,8%.
Ваучерная приватизация началась после подписания президентом страны указа № 914 от 14.08.1992 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Президент Борис Ельцин в обращении по телевидению 19 августа 1992 года сформулировал цель чековой приватизации так: «Нам нужны миллионы собственников, а не кучка миллионеров… Чем больше будет в России собственников, деловых людей, для которых конкретные действия важнее пустопорожних разговоров, тем скорее в России наступит благополучие, а её будущее будет в надёжных руках».
Основным инструментом ваучерного этапа стал приватизационный чек (ваучер) — государственная ценная бумага, предназначенная для обмена на активы приватизируемых предприятий. Её номинальная стоимость равнялась 10 000 рублей. Это примерно соответствовало стоимости имущества всех российских предприятий, предложенных к продаже за приватизационные чеки в 1993 году, в расчёте на одного взрослого жителя России. Получить приватизационные чеки могли все граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на её территории, независимо от возраста, размера доходов и срока проживания в стране, а также военнослужащие, проходящие службу за её пределами.
Приватизационные чеки являлись документами на предъявителя, то есть могли свободно переходить из рук в руки. При этом они имели определённый срок действия, который составлял от одного до двух лет. По его истечении ваучеры аннулировались. Первоначальный владелец мог использовать чек по своему усмотрению одним из трёх способов. Во-первых, за него можно было приобрести акции своего предприятия на льготных условиях или наравне с другими гражданами участвовать в аукционах по продаже акций других предприятий. Во-вторых, чек можно было обменять на паи (акции) чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Предполагалось, что эти фонды будут сами покупать акции приватизируемых предприятий, получать по ним доходы и распределять между вкладчиками. В-третьих, чек можно было продать за деньги любому другому лицу или организации.
Чековая приватизация завершилась 30 июня 1994 года. Согласно статистике, около 25 миллионов граждан страны вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, примерно 40 миллионов — напрямую в акции различных приватизируемых предприятий, остальные продали их другим лицам.
Подобные схемы передачи государственного имущества в частные руки уже были успешно опробованы в Чехословакии, а позднее — в Болгарии, Словении, Албании, Молдавии, Казахстане и Монголии. Предполагалось, что удачным будет и российский опыт. Действительно, уже в 1994 году некоторые приватизированные предприятия (главным образом нефтяной и металлургической промышленности) принесли своим новым владельцам доход, превышающий 1000% годовых в валюте: например, акции «Юганскнефтегаза» — 1445,5%, «Сургутнефтегаза» — 1132,9%, ЛУКОЙЛа — 1169,2%, Красноярского алюминиевого завода — 1394,7%, Санкт-Петербургской телефонной сети — 1326,3%, Новолипецкого металлургического комбината — 1012,5%. Но, к сожалению, эти примеры остались единичными.
В целом распределение государственной собственности среди неподготовленного населения, не обладавшего необходимыми знаниями и опытом, не привело ни к повышению эффективности управления предприятиями, ни к появлению массового класса собственников. Прежние руководители предприятий, как правило, не просто сохраняли свои посты, но и различными путями (часто не вполне законными) приобретали контрольные пакеты акций. Большинство наиболее прибыльных активов тем или иным путём (отчасти ещё в период спонтанной приватизации, то есть до начала официальной процедуры разгосударствления, отчасти в результате манипулирования с ваучерами или в период послеваучерной денежной приватизации) оказалось в руках меньшинства, обладавшего политическими и (или) финансовыми ресурсами. Бесспорно лишь то, что ваучерная приватизация стала один из ключевых факторов, обеспечивших необратимость рыночных реформ в России.
Выводы (исторический и финансовый)Приватизация должна была освободить предпринимательскую инициативу, создать условия для повышения эффективности работы предприятий и сформировать социальный слой, заинтересованный в продолжении реформ
В целом продажа государственной собственности населению, не обладавшему необходимыми знаниями и опытом, не привела ни к повышению эффективности управления предприятиями, ни к появлению массового класса собственников
Владелец приватизационного чека мог приобрести за него акции какого-то конкретного предприятия, обменять его на паи чековых инвестиционных фондов или просто продать
В 1994 году некоторые приватизированные предприятия принесли своим новым владельцам доход, превышающий 1000% годовых в валюте