VIII–XV века
XVI–XVII века
XVIII век
XIX – начало XX века
XX – начало XXI века
В период с 1799 по 1867 год Российской империи принадлежала обширная территория в Северной Америке — Аляска и прилегающие к ней острова. Этой территорией фактически управляла Российско-Американская компания, учреждённая для развития торговли и промыслов в новых землях (см. главу «Российско-Американская компания»). Одним из основных видов её деятельности была заготовка пушнины. Для расчётов с охотниками компания нуждалась в значительных суммах наличных денег. Доставлять монеты на Аляску из Сибири, тем более из европейской части России было трудно. Находившихся денег не хватало, поэтому с заготовителями приходилось расплачиваться частью ими же добытой пушнины.
Главный правитель русских колоний в Америке Александр Баранов и один из основателей компании Николай Резанов предложили выпускать на Аляске специальные местные денежные знаки. Правление Российско-Американской компании поддержало это предложение. Российское правительство формального разрешения не давало, но и не препятствовало.
В 1816 году была изготовлена первая партия местных денежных знаков, получивших название «марки», на сумму 42 000 рублей. В дальнейшем последовало ещё три выпуска: в 1826 и 1834 годах — на 30 000, в 1852 году — на 80 000 рублей. Сначала марки печатались на пергаменте из тюленьей кожи, позже – на твёрдом картоне. На них помещались эмблема или печать компании и номинал (от 10 копеек до 25 рублей), иногда — подпись директора. Учитывая неграмотность большей части населения или отсутствие знаний русского языка, для различия номиналов применяли дополнительные средства распознавания: разные цвета, обрезку углов, отверстия. Так, на марках достоинством 25 копеек номинал помещался в круг, 50 копеек — в овал, 1 рубль – в прямоугольник. После 1842 года для обозначения номинала использовалась другая схема: у марок в 10 копеек делали два отверстия в верхних углах, в 25 копеек — срезали все углы, в 50 копеек — срезали только верхние углы.
Выпуск марок не только позволил решить проблему нехватки наличности, но и фактически привязал работников к магазинам компании, так как купить на них что-либо у иностранных купцов было невозможно. Компании было выгодно такое положение, поэтому от предложения правительства создать пункты размена марок на общегосударственные деньги она отказалась.
В 1867 году Аляска была продана Соединённым Штатам Америки, а в следующем, 1868 году, марки Российско-Американской компании были изъяты и обменены на общероссийские деньги.
Выводы (исторический и финансовый)Выпуск марок не только позволил решить проблему нехватки наличности, но и фактически привязал работников к магазинам компании, так как купить на них что-либо в других местах было невозможно
Учитывая неграмотность местного населения, для различных номиналов марок применяли дополнительные средства распознавания — цвет, обрезку углов, отверстия