VIII–XV века
XVI–XVII века
XVIII век
XIX – начало XX века
XX – начало XXI века
Суверенный дефолт (также «государственный дефолт», часто просто «дефолт») — это полный или частичный отказ государства от выполнения своих внутренних или внешних финансовых обязательств. По сути это банкротство государства. Примеры суверенных дефолтов возникают в истории с появлением самих государств и государственных финансов. Один из первых — отказ 10 из 13 муниципалитетов Афинского морского союза выплачивать долги по займу Храма острова Делос в IV веке до н. э.
Трудности с погашением долгов испытывали многие монархи Средневековья. В 1327 году король Англии Эдуард III отказался выплатить долги одного из своих предшественников итальянским банкирам. Император Священной Римской империи Карл V, будучи не в силах уплатить долг Якобу Фуггеру, передал ему право на эксплуатацию Венесуэлы. Его сын Филипп II приостанавливал уплату государственных долгов трижды.
В Новое время аккуратное обслуживание своих долгов стало одним из приоритетов внутренней политики, но банкротства всё равно случались. В середине XVII века английскому полководцу Оливеру Кромвелю (1599—1658) понадобились средства для завоевания Ирландии. Он одолжил крупную сумму у богатых англичан и протестантов континентальной Европы. Расплатиться он надеялся землёй, отобранной у ирландских католиков. Но конфискованных участков оказалось недостаточно, и Кромвель не смог рассчитаться с инвесторами.
Пример из Новейшей истории. В 1922 году Германия прекратила выплату репараций странам — победителям в Первой мировой войне. В ответ Франция и Бельгия ввели войска на территорию Рурской области, составлявшей около 20% германской территории.
Один из самых известных суверенных дефолтов в российской истории случился после Октябрьской революции. В декабре 1917 года советское правительство приостановило оплату купонов по облигациям государственных займов и запретило сделки с ценными бумагами. В январе 1918 года был принят декрет об аннулировании государственных займов царской России. Одновременно проводилась национализация промышленных, торговых и финансовых объектов частной собственности, принадлежавших в том числе и иностранцам. На тот момент размер внешнего долга РСФСР составлял около 12,5 млрд рублей. Основная часть этой суммы (62%) приходилась на заимствования, сделанные в годы Первой мировой войны. Главными кредиторами России были Англия (45% долга) и Франция (38%). На Германию по довоенным займам приходилось 7%, на Голландию — 4%, на США — 3%, на другие страны — оставшиеся 3%. От правительств стран-кредиторов последовала жёсткая реакция на действия России: они объявили, что рассматривают декреты РСФСР об аннулировании государственного долга и конфискации собственности как ничтожные.
Правительство большевиков осознавало тяжесть положения, в котором оказалась страна. Иностранные кредиты могли стать важным источником поддержки экономики, разрушенной войной и двумя революциями, но получить новые займы без решения проблемы царских долгов было невозможно. Поэтому, несмотря на принятые декреты, советское правительство согласилось пойти на переговоры и выразило готовность признать долги в обмен на экономическую помощь. Верховный совет союзников рассмотрел предложения РСФСР и принял решение обсудить их на международной конференции, которая состоялась весной 1922 года в итальянском городе Генуя.
На конференции советскую делегацию возглавлял народный комиссар по иностранным делам Георгий Чичерин (1872—1936). В счёт погашения долгов кредиторы потребовали от советского правительства ежегодных выплат в размере более 1 млрд рублей (для сравнения: при царском правительстве было необходимо выплачивать 400 млн рублей в год). Тогда советская делегация заявила ответные претензии. Представители РСФСР потребовали возмещения ущерба, нанесённого в годы Гражданской войны и интервенции, и компенсации за российское имущество, оставленное за границей. Размер требований советской стороны составил 39 млрд рублей (позже цифра возросла до 50 млрд). При этом советское правительство отказалось вернуть иностранную собственность, национализированную в ходе революции.
Государства-кредиторы, не имевшие крупных претензий к России, были заинтересованы в сотрудничестве с ней вопреки старым долгам. Поэтому советские делегаты надеялись сыграть на противоречиях между западными странами и заключить с ними соглашения по отдельности. Но данная тактика не сработала: кредиторы выступили с единой позицией, в которой возобладала жёсткая линия, проводимая Францией. Примечательно, что на конференции в Генуе в качестве эксперта присутствовал выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883—1946), выступавший за компромисс и необходимость сотрудничества с Россией. Договориться советским делегатам удалось только с Германией, с которой был подписан Рапалльский договор. С остальными кредиторами согласовать позиции не получилось, и было принято решение отложить эти вопросы. Только после распада СССР Россия признала царские долги, и на протяжении 1990—2000 годов вопрос был урегулирован окончательно.
Выводы (исторический и финансовый)Советское правительство аннулировало все государственные долги царской России
Окончательно решить проблему царских долгов удалось только после распада СССР, когда Россия их признала
Дефолт — это полный или частичный отказ государства от выполнения своих внутренних или внешних финансовых обязательств, банкротство государства