Исторические обзоры
Все тексты раздела относятся к категории «Сложный текст»
Защита прав потребителей
10-11 класс
Финансовые и экономические термины
Защита прав потребителей
Исторические термины
Западная Европа и Северная Америка в 1950—1980-е годы: Общество потребления
Меняла

Меняла

При совершении любой торговой сделки покупатель и продавец изначально находятся не в равных условиях: у продавца гораздо больше возможностей обмануть (обсчитать, обвесить, завысить цену) и скрыть существенные изъяны товара или услуги от покупателя. Поэтому уже на заре возникновения товарных отношений государство как институт, заинтересованный в развитии торговли и ремёсел, стало брать на себя функцию защиты прав потребителей и регулировать торговую деятельность.

Свидетельства тому можно обнаружить в самых древних письменных источниках, дошедших до нас. Так, в Кодексе древневавилонского царя Хаммурапи (относится к XVIII веку до н. э.) можно найти требование ко всем жителям Вавилона добросовестно исполнять свои обязательства под страхом наказания. Например, в случае обрушения дома и гибели жильцов для его строителя предусматривалась смертная казнь. В Книге Притчей Соломоновых из Ветхого Завета (создавался в период с XIII по V век до н. э.) читаем: «Не делай неправды в мере, весе, измерении: да будут у вас весы верные, гири верные» (Третья книга Моисея «Левит»); «Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое — мерзость перед Господом».

В античные времена единой концепции защиты прав потребителей, которая распространялась бы на все сферы торговли и услуг, так и не возникло. Однако государство старалось точечно контролировать наиболее важные из них. Так, с конца V века до н. э. в Афинах и многих древнегреческих полисах действовали законы, предусматривавшие жестокое наказание за фальсификацию вина. А в Древнем Риме с I века до н. э. строго регламентировали законом для торговцев продажу продуктов питания и установили критерии их качества.

В Средние века в Европе функцию защиты прав потребителей отчасти стали брать на себя гильдии и цеха — торгово-ремесленные объединения мастеров одной или нескольких схожих профессий (самые первые появились в Италии в IX—X веках). Устав таких объединений обычно чётко предписывал, какое сырье должны использовать его члены, каким должен быть производственный процесс и каким — качество произведённой продукции или услуги. По сути, гильдии и цеха выступали гарантом качества, что давало им конкурентное преимущество в глазах покупателей в сравнении с ремесленниками, не состоявшими в объединении. Вот, например, небольшой фрагмент устава цеха ткачей льняного полотна из чешского города Румбурка, датируемый 1588 годом: «Если мастер берёт работу, он должен завершить её не позже, чем через восемь недель, и при этом изрядно удовлетворить заказчика. Если же будут жалобы, что задержал, то мастер должен быть по решению цеха оштрафован на 3 фунта воска… Коли мастер выполняет платную работу и испортит её или выполнит непорядочно, то должен оплатить заказчику стоимость товара или потраченный материал».

В Древней Руси (IX—XIII века) права покупателей товаров и услуг стали законодательно закрепляться начиная со времени правления великого князя Владимира (ок. 960—1015). В Церковном уставе Владимира Святославича немалое внимание уделено порядку предоставления медицинских услуг, которые в то время часто оказывались при монастырях. Эти же правила устав распространял и на светских (городских) лекарей. Зато народная медицина, основанная на языческих традициях, объявлялась вне закона.

Сборник правовых норм древнерусского государства Русская правда, составленный в период правления сына Владимира — великого князя Ярослава Мудрого (978—1054), содержит довольно много положений, защищающих покупателя от недобросовестного продавца. Например, в так называемой Пространной Русской правде (расширенная версия документа, появившаяся в XII—XIII веках) можно найти отдельную статью, которая называется «О коне». В ней говорится, что покупатель имеет полное право вернуть коня продавцу, если у животного обнаружились скрытые дефекты или болезнь, и получить назад уплаченные деньги. (Сейчас бы это назвали реституцией, то есть отменой сделки и возвратом продавца и покупателя в состояние до её совершения.)

Новоторговый устав 1667 года, принятый в правление царя Алексея Михайловича (1629—1676), регламентировал внутреннюю и внешнюю торговлю и защищал потребителя от поддельных и некачественных товаров, ввозимых в Россию.

Торговля

Торговля

Российский император Пётр I (1672—1725) приложил много усилий к тому, чтобы упорядочить розничную торговлю. Его указы устанавливали довольно подробные правила работы рынков, мясных рядов и лавок. Так, указ 1718 года запрещал продажу «нездорового съестного харча» и грозил нарушителям суровой карой («за первую вину будет бит кнутом, за вторую — каторга»).

Вплоть до XX века ни в России, ни в одной другой стране мира не сложилось единой концепции защиты прав потребителей: законодатели ограничивались регулированием торговли отдельными видами товаров и услуг.

ХХ век примечателен тем, что во многих странах мира стали возникать массовые общественные объединения и движения потребителей в защиту своих прав. Это можно объяснить тем, что к 1950-м годам в США и в оправившейся от Второй мировой войны Западной Европе сформировалось так называемое общество потребления, в котором объём потребления товаров и услуг стал для людей мерилом жизненного успеха. Это привело к потребительскому буму. Промышленность значительно увеличила производство товаров широкого потребления, однако это далеко не всегда сопровождалось сохранением должного уровня качества.

В 1928 году экономист Стюарт Чейз учредил в США независимую организацию «Исследования для потребителей», которая проводила экспертизу товаров на качество и безопасность для здоровья. В 1936 году на её базе возник «Союз потребителей США», который и в настоящее время остаётся одной из самых крупных и авторитетных общественных организаций Америки. Задача, которую ставит перед собой союз, — просвещение и воспитание грамотного потребителя.

В 1971 американский юрист Ральф Нейдер основал организацию «Гражданский активист», которая сегодня насчитывает 140 тыс. членов. Активисты организации занимаются независимыми расследованиями в области охраны окружающей среды и качества товаров. Для поддержки своих проектов Нейдер пошёл в политику и даже четырежды выдвигал свою кандидатуру на выборах президента США. Деятельность «Гражданского активиста» способствовала изменению американского законодательства. Организация инициировала принятие Акта о безопасной питьевой воде, Акта о свободе информации, под её влиянием при правительстве США была сформирована Комиссия по безопасности потребительских продуктов.

Понимание того, что должен представлять из себя комплекс прав потребителей, сформировалось в 1960-е годы:

1) право на удовлетворение базовых потребностей (питание, одежда, крыша над головой и т. д.);

2) право на безопасность (товары и услуги не должны представлять угрозу для здоровья и жизни);

3) право на информацию о товаре и услуге;

4) право выбора;

5) право быть услышанным (в случае претензий);

6) право на компенсацию в случае обмана либо ненадлежащего качества товара или услуги;

7) право на потребительское образование, то есть на получение знаний и навыков, необходимых для того, чтобы делать уверенный и обоснованный выбор;

8) право на здоровую окружающую среду.

Антипотребительский плакат «Тупик»

Антипотребительский плакат «Тупик» (2017 год)

Большую часть этих прав сформулировал президент США Джон Кеннеди (1917—1963) в своей речи, которую он произнёс 15 марта 1962 года. Поэтому 15 марта ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей.

В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». Этот документ лёг в основу национального законодательства для многих государств, в том числе для России.

До начала 1990-х годов в России отношения по защите прав потребителей регулировались статьями Гражданского кодекса, отдельного закона не существовало. Закон «О защите прав потребителей» был принят в 1992 году. Его положения закрепили важнейшие права потребителей, признанные на международном уровне.

Закон «О защите прав потребителей» — так называемый вертикальный закон. Его нормы носят системообразующий характер, так как содержат ссылки на иные нормативные правовые акты. Все вместе они образуют систему законодательства о защите прав потребителей. В настоящее время действует более 20 подзаконных актов, принятых непосредственно во исполнение требований Закона «О защите прав потребителей».

Союз потребителей Российской Федерации (CПPФ) был создан в декабре 1990 года. На сегодняшний день в него входит более ста региональных общественных объединений.

Выводы (исторический и финансовый)

При совершении любой торговой сделки покупатель и продавец изначально находятся не в равных условиях: у продавца гораздо больше возможностей обмануть покупателя

Формирование в середине XX века общества потребления во многих странах мира вызвало к жизни общественные объединения и движения потребителей в защиту своих прав. Промышленность значительно увеличила производство товаров широкого потребления, однако это далеко не всегда сопровождалось сохранением должного уровня качества

Вверх