Экономической информации в современном мире так много, что даже крупные корпорации с огромным штатом аналитиков не способны отследить все изменения. Каждый инвестор, каждая компания желают принимать взвешенные финансовые решения, получив ответы на важные вопросы: стоит ли покупать те или иные ценные бумаги, надёжна ли компания-партнёр, насколько рискованно вкладывать деньги в проект в той или иной стране.
Для того чтобы давать ответы на подобные вопросы, существуют рейтинговые агентства. Они собирают и анализируют большой объём экономической информации о странах, компаниях, ценных бумагах. Затем составляют список, где располагают их в опредёленном порядке — от наиболее к наименее надёжной. Такой список называется рейтингом.
История рейтинговых агентств началась во второй половине XIX столетия. Одной из самых быстроразвивающихся стран в тот период были США, переживавшие так называемый железнодорожный бум. В финансировании строительства железных дорог принимали участие иностранные инвесторы, активно скупавшие американские ценные бумаги. Разумеется, покупатели нуждались в информации о финансовом состоянии тех компаний, в которые они вкладывали свои средства.
Первым восполнить дефицит такой информации взялся американский финансовый аналитик Генри Варнум Пур (1812—1905). В 1860 году он выпустил сборник «История железных дорог и каналов в Соединённых Штатах», который содержал сведения о финансовом состоянии американских железнодорожных компаний. Сборник стал таким популярным, что Пур-старший вместе с сыном Генри Уильямом Пуром (1844—1915) основал в 1868 году компанию H. V. & H. W. Poor, которая стала ежегодно публиковать обновлённую версию «Справочника железных дорог Соединённых Штатов». В 1941 году компания объединилась со Standard Statistics Bureau, основанным в 1906 году: так появилась известная сегодня во всем финансовом мире Standard & Poor's.
В начале XX века США стали превращаться в один из мировых финансовых центров, и потребность в независимом анализе финансового состояния эмитентов ценных бумаг возросла ещё больше. В 1900 году инвестор и финансист Джон Муди (1868—1958) основал агентство John Moody & Company. Первоначально оно также занималось составлением рейтингов американских железнодорожных компаний. Именно это агентство стало первым использовать рейтинговую шкалу в виде букв (от AAA до С). Впоследствии и конкуренты стали использовать похожие обозначения. В том числе и Fitch Publishing Company, основанная в 1913 году в Нью-Йорке Джоном Фитчем (1880—1943).
Сегодня эти три компании с несколько изменившимся названиями — Standard & Poor's (S&P), Moody Investors Service и Fitch Ratings — называют «большой тройкой» рейтинговых агентств, вместе они контролируют 95% рейтинговых услуг в мире.
Способ оценки кредитоспособности (надёжности) компаний различается у «большой тройки» лишь в небольших деталях. Самые надежные участники рейтинга получают оценку ААА, самые ненадёжные — D. Для промежуточных оценок используется алфавитный порядок, важно также количество букв в оценке. Так, компания с оценкой ВВ считается более надёжной, чем имеющая рейтинг В, и обе гораздо менее надёжны, чем компания с оценкой A. За этими оценками стоит сложный механизм расчёта. Учитываются прибыльность, размеры долгов, рискованность операций и десятки других параметров. Это делается для того, чтобы, не вдаваясь в детали, инвестор мог сразу получить общее представление о финансовом состоянии компании.
Оценки рейтинговых агентств приобрели огромное значение для современного финансового мира. Например, крупный международный инвестиционный фонд может записать в своей стратегии, что вкладывает деньги только в государственные облигации стран, имеющих рейтинговую оценку ВВВ и выше. Стоит рейтинговому агентству оценить страну ниже этого значения, как фонд начинает избавляться от её облигаций. Оценка влияет и на выдачу кредитов крупным заёмщикам. Чем она хуже, тем выше риски кредитора — а значит, тем выше будет ставка по кредиту, которую он установит для этого заёмщика. Компаниям с низкой рейтинговой оценкой кредиты обходятся намного дороже или недоступны вообще.
Например, в апреле 2010 года агентство S&P, усмотрев в поступающих из Греции экономических новостях тревожные тенденции, снизило рейтинг страны с BBB+ до BB+. Это привело к тому, что процентные ставки по десятилетним облигациям, выпущенным греческим правительством, поднялись с примерно 6 до 12%. Оплачивать долг по ставке 12% оказалось для Греции невозможным, что вынудило власти страны обратиться за помощью к международным финансовым организациям и даже поставить вопрос об отказе от использования общеевропейской валюты евро.
Роль рейтинговых агентств в современной мировой экономике хорошо охарактеризовал популярный колумнист газеты The New York Times Томас Фридман: «Сегодня в мире есть две силы, которые не имеют себе равных. Это США и рейтинговое агентство Moody’s. Соединённые Штаты могут уничтожить вас бомбёжкой, а Moody’s может покончить с вами путём понижения рейтинга ваших облигаций. И ещё не ясно, кто из них обладает большей силой».
Рейтинговые агентства способны ошибаться. Так, «большую тройку» часто критикуют за то, что она не заметила проблем в американском инвестиционном банке Lehman Brothers, крах которого в сентябре 2008 года стал детонатором мирового финансового кризиса. Все три агентства накануне банкротства банка оценивали его как очень надёжный, не ниже А.
Развивающиеся страны сетуют на то, что «большая тройка» не всегда корректно оценивает состояние их экономик и крупных национальных компаний. Поэтому за последние 10—15 лет всё чаще создаются национальные рейтинговые агентства. Они уже есть в России, Китае, Индии, Бразилии и других странах. Крупнейшими российскими рейтинговыми агентствами являются AK&M, RusRating, Национальное рейтинговое агентство (НРА), Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) и RAEX (ранее «Эксперт РА»). До недавнего времени в нашей стране работали и компании «большой тройки». Но 13 июля 2015 года был принят закон «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации», обязывающий их согласиться не отзывать ранее установленные рейтинги российских организаций на основании решений иностранных государств. Но это противоречит американскому законодательству, как раз предписывающему отзывать рейтинги у компаний и банков, оказавшихся в санкционном списке OFAC (Офиса по контролю над иностранными активами Министерства финансов Соединённых Штатов). В итоге компании «большой тройки» были вынуждены свернуть работу в России, и составлением рейтингов отечественных компаний сейчас занимаются только российские агентства.
Выводы (исторический и финансовый)Краткая рейтинговая оценка делается для того, чтобы, не вдаваясь в детали, инвестор мог легко получить общее представление о финансовом состоянии компании, чьи ценные бумаги он покупает
Сегодня 95% рейтинговых услуг в мире контролируют три компании — Standard & Poor's (S&P), Moody Investors Service и Fitch Ratings