Всеобщая история
Заповеди иудаизма
5 класс
Время
Со II тысячелетия до н. э. по настоящее время
Место
Египет, Палестина, Израиль
Финансовые и экономические термины
Общие знания экономики: Личная мотивация
Исторические термины
Религиозные верования. Ветхозаветные сказания
Восточное Средиземноморье: Финикия, Палестина: Расселение евреев
Арест семьи еврея-ростовщика

Арест семьи еврея-ростовщика (середина XV века)

Иудаизм является одной из старейших религий мира, но число его последователей составляет всего 0,2% населения Земли. Однако на основе иудаизма возникли две самые распространённые современные мировые религии — христианство (его исповедуют около 33% жителей планеты) и ислам (23%), которые унаследовали многие хозяйственные и финансовые правила поведения верующего.

Иудаизм зародился и получил распространение прежде всего среди евреев (они составляют основную часть приверженцев этой религии), поэтому он тесно связан с исторической судьбой еврейского народа. В качестве угнетённого народа евреи несколько веков жили в Египте, а около 1300 года до н. э. были вынуждены бежать оттуда. В первой половине VI века до н. э. значительная, прежде всего наиболее образованная часть еврейского народа находилась в вавилонском пленении (на принудительной службе у правителя Нововавилонского царства). В IV веке до н. э. Палестину, которую евреи считают своей исторической родиной, завоевал Александр Македонский, а в I веке до н. э. — римляне. В I—II веках н. э. в ответ на серию восстаний против Римской империи многих евреев насильственно переселили в различные регионы Европы. В 638 году, после завоевания Палестины арабами, в Палестине осталась незначительная часть еврейского народа. Остальные его представители расселились небольшими общинами по всему миру, где часто жили во враждебной среде и были гонимы. Так, в конце XIII века их изгоняли из Англии, в течение XV века — из Австрии, Испании и Португалии. Три тысячи лет гонений и жизни во враждебной среде выработали у евреев обострённое чувство локтя. Необходимость помощи соплеменникам стала обязательным принципом выживания народа и красной нитью проходит через все письменные источники евреев — прежде всего через Танах, который почти соответствует Ветхому завету христианской традиции.

Свиток, на котором записана Тора

Свиток, на котором записана Тора (около 1700 года)

В основе хозяйственной этики иудаизма лежат принципы справедливости и милосердия, которые в Танахе переданы одним словом — «цедак». В Торе, или Пятикнижии Моисея, которое составляет часть Танаха, оно встречается 260 раз. Согласно иудаизму, абсолютным воплощением этой добродетели является Бог, а человек в своём поведении должен подражать Ему. Бог является верховным собственником всего земного имущества и материального богатства. Он говорит: «Ибо Моя земля; ибо вы пришельцы и поселенцы у Меня». Человек — лишь временный владелец, управляющий, который рано или поздно должен будет дать ответ в том, как он распорядился вверенными ему ценностями.

В сжатом виде основные нормы поведения человека сформулированы в десяти законах, предписаниях или заповедях, которые, согласно Танаху, сам Бог дал пророку Моисею. Есть среди них и те, которые прямо относятся к хозяйственной этике, — например, «Не кради». Их развитием являются практические правила поведения последователей иудаизма.

​​​​​​​Лавка еврея-ростовщика

Лавка еврея-ростовщика в одном из городов северной Италии (середина XV века)

Одним из основных практических правил иудаизма является широкая благотворительность. В Торе упоминаются следующие формы помощи ближним: гостеприимство (прокормление голодных), передача бедным одежды и обуви, уход за больными, погребение умерших, утешение скорбящих, выкуп пленных, выдача замуж девушек из бедных семей. Иудейская традиция рекомендует отдавать на благотворительность не менее 10%, но и не более 20% своего дохода. По мнению, исследователей, такое правило предохраняло и даже спасало еврейские семьи от религиозного фанатизма.

Как формы благотворительности, вероятно, рассматривались беспроцентные кредиты и тем более прощение долга. В соответствии с нормами иудаизма, должник мог освобождаться от уплаты не только процентов, но иногда и основной суммы долга. В определённые годы иудею, который впал в нищету, безвозмездно возвращались его родовой дом и наследственный участок земли. Тексты Танаха призывают не отказывать беднякам в ссуде. При этом с соплеменников (но не с чужаков) запрещалось взимать «лихву», то есть процент за использование займа. В то же время если ссуда предоставлялась на какое-то коммерческое дело, которое сулит прибыль, то кредитор мог требовать не только возвращения долга, но и участия в доходах заёмщика.

Десять заповедей (с сокращениями)

1. Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицом моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им…

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему…

5. Почитай отца твоего и мать твою…

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Выводы (исторический и финансовый)

Иудаизм зародился и получил распространение прежде всего среди евреев, поэтому он тесно связан с исторической судьбой еврейского народа

В сжатом виде нормы поведения человека сформулированы в десяти заповедях, которые Бог вручил пророку Моисею

В основе хозяйственной этики иудаизма лежат принципы справедливости и милосердия, которые передаются словом «цедак». В Пятикнижии Моисея оно встречается 260 раз

Иудейская традиция рекомендует отдавать на благотворительность не менее 10%, но и не более 20% дохода. Это спасало еврейские семьи от религиозного фанатизма

Вверх