История России
Стяжатели и нестяжатели
6 класс
Время
XV—XVI века
Люди и организации
Иван III, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Вассиан Косой, Максим Грек
Финансовые и экономические термины
Общие знания экономики: Личная мотивация
Исторические термины
Культурное пространство: Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси)

На рубеже XV—XVI веков вспыхнула полемика между двумя направлениями внутри Русской православной церкви, получившая название спора стяжателей (иосифлян) и нестяжателей. Идейным вождём нестяжателей был Нил Сорский, а иосифлян — Иосиф Волоцкий.

Нил Сорский

Нил Сорский в своём монастыре на реке Соре

Нил Сорский в своём монастыре на реке Соре

Нил Сорский (1433—1508) — выходец из знатного боярского рода Майковых, игумен монастыря в Белозерском крае, на реке Соре, по имени которой он и получил прозвание. Монастырь (первоначально деревянный скит) включал крохотную церковь и ряд келий вокруг, где в конце XV века поселился Нил и несколько его единомышленников, названных заволжскими старцами. Здесь отец Нил писал сочинения, в которых проповедовал жизненный аскетизм, необходимость нравственного совершенствования и удаление от суетных мирских дел.

В «Предании ученикам» Нил Сорский требует, чтобы монахи жили исключительно собственным трудом. «Святыми отцами, — пишет он, — нам особенно строго заповедано, чтобы мы приобретали себе пищу и все нужное от праведных трудов своего рукоделия и другой работой». В подтверждение данного требования отец Нил приводит изречение апостола Павла: «Если не работаешь, то и не ешь!» Он также ратует за отказ от монастырских богатств и собственности: «Собирание же имений по насилию и от чужих трудов совсем нам не на пользу». Отец Нил опровергал тех, кто говорил, что богатство необходимо церкви для благотворительности. Он считал, что иноки обязаны творить милостыню «душевную», а не «телесную», то есть помогать верующим людям словом, утешением, молитвой. А для этого никакого материального богатства не требуется. Столь же ложным, по его мнению, является довод о том, что богатство необходимо для возвеличивания церкви. Монастырское братство должно привлекать прихожан «святой жизнью», высокой нравственностью, верностью божьим заповедям. Поэтому «инокам не подобает сребра стяжания имети». Монастырь, по Нилу Сорскому, должен быть религиозно-нравственным центром, а не собирателем земель и богатств.

Слово у Нила Сорского не расходилось с делом. Правила жизни в монастыре на Соре предусматривали крайний ригоризм — как личный, так и общемонастырский. Не существовало общей трапезы. Каждый инок кормился в своём убогом хозяйстве собственной работой. Не подобало «украшати церкви», иметь в кельях ценные вещи. Допускалась «милостыня от христолюбцев», но только «нужная, а не излишняя».

​​​​​​​Нило-Сорский монастырь в XIX веке

Нило-Сорский монастырь в XIX веке

Ученик Нила Сорского Вассиан по прозвищу Косой, в миру Василий Иванович Патрикеев (около 1470 — после 1531), возглавил нестяжателей после смерти учителя. Он был выходцем из родовитой боярской семьи и даже родственником великого князя. Но в 1499 году из-за участия в дворцовой склоке Патрикеевы впали в немилость, и Василий был насильственно пострижен в монахи. Попав в скит к Нилу Сорскому, Вассиан воспринял учение нестяжателей. «Бог заповедал продать имения, а мы, даже вступая в монастырь, приобретаем себе села и имения, выпрашивая их у вельмож или покупая», — писал он.

Идеи нестяжательства развивал публицист, писатель и переводчик Максим Грек (1470—1556), в миру Михаил Триволис. Выходец из знатной греческой семьи, Максим учился в Италии. В греческом Афонском монастыре он принял монашество, а в 1518 году приехал в Москву по приглашению великого князя Василия Ивановича для перевода греческих книг. Последние годы жизни он провёл в Троице-Сергиевой лавре. Максим Грек писал о крестьянах, отягощённых «лихвами грабительскими», «богопротивным ростовщичеством» со стороны монастырей, о монастырских служителях, которые превращают крестьян сначала в вечных должников, а затем в рабов. Крестьяне пребывают «в скудости и нищете», а монастыри запасают большие объёмы хлеба, не выпуская их на рынок, чтобы побольше нажиться в голодные времена. Монахов он сравнивает с трутнями: они «пресладко» пьют и едят, одеты в роскошные соболя, насыщаются потом крестьян, а о бедных совсем забыли. Максим Грек так описывает проезд по городу церковного иерарха: многочисленные слуги мельтешат вокруг него, «скачут впереди с криками, бичами разгоняя встречающийся и толкающийся народ».

Иосиф Волоцкий

Защитником образа богатой церкви и монастырского землевладения стал игумен Успенского монастыря близ Волоколамска Иосиф Волоцкий, в миру Иоанн Санин (1439—1515). По его имени противников нестяжателей стали именовать иосифлянами. Игумен Иосиф доказывал, что личная скромность и нестяжание монахов могут сочетаться с богатством монастыря как единого целого. По его мнению, богатство церкви играет важную общественную роль, так как оно необходимо для обучения и содержания духовенства, совершенствования церковной службы, привлечения в церковь народа, благотворительности.

Современный Иосифо-Волоцкий монастырь (2011 год)

Современный Иосифо-Волоцкий монастырь (2011 год)

Примерно в 1507 году Иосиф Волоцкий написал трактат в защиту богатства церкви и её земель. По его словам, покушение на церковное имущество влечёт жестокое наказание и в загробной жизни, и на земле. В качестве примера он описал историю князя Антиохии по имени Марапа, который сначала обидел монастырь, но затем раскаялся и был прощён Богом. Этот пример мог быть адресован как удельному князю, во владениях которого находился тогда монастырь игумена Иосифа, так и Великому князю московскому, дабы развеять его сомнения в вопросе о монастырской собственности.

При этом, как и у Нила Сорского, у Иосифа Волоцкого слова не расходились с делом. Его монахи имели у себя минимум личного имущества, которое, правда, могло увеличиваться с возрастом. Монастырь же получал сёла от волоцкого князя, архиепископа новгородского, окрестных землевладельцев. Знатные иноки и их родственники жертвовали монастырю деньги, скот, другое ценное имущество. Но всем этим богатством владел и пользовался только монастырь в целом, практикуя широкую благотворительность. В обычные годы при обители кормилось 400—500 человек, «кроме малых детей». В голодные годы их численность возрастала до 7 тысяч. Чтобы помочь голодающим, монастырь продавал скот и одежду, а в отдельные годы даже залезал в долги. Для беспризорных детей и сирот был организован специальный приют.

Результаты спора

На Соборе высшего духовенства 1503 году в Москве Нил Сорский выступил с речью против монастырского землевладения, «чтобы у монастырей сёл не было, а жили бы чернецы по пустыням и кормились бы рукоделием». Существует мнение, что эта речь была подготовлена по прямому поручению Ивана III, который нуждался в монастырских землях для размещения на них дворянских поместий. Но большинство церковных иерархов осудило позицию нестяжательства. Собор подтвердил право монастырей владеть землёй и вести активную хозяйственную деятельность. В решении Собора указывалось: «Стяжания церковные являются божьими стяжаниями, они даны Богом, возложены и наречены им, не подлежат продаже, отдаче и присвоению никем и никогда во веки веков».

Иван III некоторое время колебался, какую сторону принять в споре нестяжателей и иосифлян, но в конце концов поддержал сторонников Иосифа Волоцкого.

Выводы (исторический и финансовый)

В монастыре под руководством Нила Сорского каждый монах кормился в своём хозяйстве собственной работой

В монастыре Иосифа Волоцкого богатством владел и пользовался только монастырь в целом. Каждый инок имел у себя минимум личного имущества

Вверх